Больше рецензий

4 марта 2011 г. 16:33

171

5

  Помнится, довелось прочитать эту книгу в достаточно узких рамках университетсткой программы по зарубежной литературе; попалась в руки случайно, как водится, в листах с вопросами к семинару. И этот случайный, простите сказать, случай и есть один из тех, когда удается найти в дождевой луже самородок.
  Сирано де Бержерак - личность известная, наверное, исключительно в узких кругах, но оттого не менее колоритная. Биографы и друзья поговаривают, что в жизни он всегда стремился к свободе, был справедлив, отрицал всяческий утилитаризм, имел большой нос - кстати, предмет своей особливой гордости - и обладал тяжеловесным чувством юмора и остроумием. Был склонен к дуэлям, чем снискал особую славу этакого храбреца и дуэлянта, человека чести вместе с тем; будучи рациональным и избирательным, полагался только на свой рассудок. Только лишь присовокупляя к прочтению скудные данные о его биографии можно проникнуться и понять удивительную прозу и фантазию Сирано.
  В ответе на вопрос, что же такое написал в "Ином свете" господин де Бержерак, несколько подсобит обращение к области философского знания и, поскольку "Иной свет" произведение сатирического и полемического характера, ко Всем Известной Книге Джонатана Свифта. Все повествование - это почти полное отсутствие действия, баланс между экшн\диалогорассуждение решительно сдвинут в сторону второго, а сюжетная линия как таковая выцветает в угоду философским полемикам собственно ГГ (суть такова, что упомянутый безымянный ГГ собрал машину, на которой причудливым образом смог добраться до Луны, которая оказалась не Луной, а Миром, в котором Земля считается не миром, а Луной, где его приняли за неразумное животное) и тамошних лунных мудрецов, а следовательно, для понимания нужно иметь хотя бы самое поверхностное представление о том, что за тезисы выдвигали представители милетской школы, атомизма, эпикурейства, чем дышали перипатетики, кто такой Диоген, Платон и, наконец, чего добивалась средневековая схоластика.
  Герой Сирано попадает на вышеупомянутую Луну, которая по представлениям ее обитателей вовсе не Луна, а Мир; аборигены новоиспеченного Мира - фактически те же самые люди, только с совершенно иной устоявшейся системой права, этики, морали; их мир полон справедливости и правды, ходят они исключительно на всех четырех конечностях, ибо полагают, что раз уж дано Богом четыре, то нужно их использовать все и сразу; их города являются мобильными и могут спокойно перемещаться по планете, меняя свое местоположение; их умы не признают никаких авторитетов, признают только доводы, под основание которых подводят убедительное доказательство. Де Бержерак, описывая Луну, представляет ее читателю как перевернутый мир людей, доведенный, как пресловутый мир земных людей, до абсурда. Для создания сатирической картины он, как правило, берет что-нибудь свойственное планете земных людей, выворачивает наизнанку и сразу бросается устами своих героев в крайности, высмеивая все, что только попадется под руку: будь то вера в чудеса, Бога, знаки отличия знати или акт и предельное основание рождения человека. Главное - не утонуть во всех этих болотах мнений.
  Стоит упомянуть, что "Иной свет, или государства и империи луны" - роман, предвосхитивший в той или иной мере появление фантастики научной и не очень. Рассказывая о злоключениях безымянного француза, Сирано де Бержерак тонко намекает о гипотетической возможности добраться до Луны и прочих планет, на которых, возможно, теплится жизнь; рассказывает о хитроумном устройстве для полета, которое более всего напоминает ракетный ранец; предвидит, если можно так выразиться, создание аудиокниг, коими успешно пользовались обитатели Луны, отчего, по мнению Сирано, и достигли куда большего интеллектуального развития, нежели человеки-с-Земли.
  Наверное, с этой книгой следовало бы ознакомиться всем, учитывая, что написана она была в 17-ом веке; да и просто потому, что она полна иронии, самоиронии и просто буйной фантазии.