Больше рецензий

26 февраля 2018 г. 09:53

466

3 "Когда у человека нет перед ними никакой вины, Животные это знают"

Десятилетняя Патриция живет со своей семьей в африканском заповеднике. Животные стали для нее второй семьей, саванна вторым домом. Здесь ее царство, и в этом царстве она - дочь Льва.
Заповедник напоминает райское место, где царит мир и покой, прекрасные описания природы и мира животных, живые и очень трогательные, заставляют сердце замирать от восторга.
Девочке нравится проводить все свое время рядом со своим любимцем, Львом Кингом. Она заботилась о нем, пока он был совсем малышом, и теперь очень ревнует его к дикой жизни: к львицам и детенышам, к жизни без нее.
Патриция имеет безграничную власть надо Львом, он как послушный котенок рядом с ней. И ей нравится ощущать эту безграничную власть и играть с его инстинктами.

Чтобы разозлить его, сделать опасным, – сказала она. – А когда он слишком разозлится, я его заставлю держать себя спокойно. Это же игра.

Рассказчик, наблюдая за Патрисией, отмечает, что теперь ей хочется расширить рамки своей игры и вовлечь туда людей, которым она не безразлична. Это очень опасные ростки, способные уничтожить ее мир, и вторая часть романа как раз проходит в ожидании какой-то трагической развязки.

Однако теперь я видел, что ей для ее игр уже было мало зверей. Девочка испытывала потребность вовлекать в них людей, чтобы распространить свою власть и на другой мир тоже, чтобы пользоваться своей властью одновременно в двух мирах, заказанных друг для друга

Развязка не заставляет себя ждать: Патрисия стравливает своего любимца Кинга и представителя гордого племени масаи морана Ориунгу, начинается смертельная схватка, из которой не суждено выбраться живым ни тому, ни другому.

Патриция вплотную приблизилась к терзавшим друг друга противникам, едва не касалась их сплетенных в объятиях тел. Ей даже и в голову не приходило, что, повинуясь какому-то своему упрямому и изощренному инстинкту, именно она и пожелала этого боя, сама подготовила его и спровоцировала

Заповедник перестает быть раем, оскверненный убийством (отец Патрисии убивает Кинга), Патрисия в один миг теряет все - свой детский мир, и тех, кого она любила больше всего на свете. Играя во взрослые игры, ребенок теряет свое детство.

Патриция плакала, как плакала бы любая другая девочка, как плачет вообще любое дитя человеческое.
А животные все танцевали и танцевали.

Мне высоко оценить роман помешали 2 вещи:
1. Каждый раз, когда в романе появляется Патриция, я не могу избавиться от ощущения, что перед нами не 10-летний ребенок, а сформировавшаяся, капризная и своевольная 17-летняя девушка, ни ее слова, ни тем более поступки никак не вяжутся с образом маленькой девочки. Из-за этого возникает некоторый диссонанс в восприятии событий.
2. Перевод. Я читала роман в переводе Никитина В.А., описания природы читаются на одном дыхании, они получились очень органичные, живые, а в диалогах и описаниях людей мне не хватало как раз этой органичности, естественности, иногда они кажутся чересчур надуманными, а некоторые описания просто, как говорится, цепляли глаз, например: "на грубой рыжей морде" (про отца Патриции), "страх и сейчас все еще со мной" (напуганный рассказчик в разговоре с Патрицией), "и его украшенная шапкой рыжих волос морда"....
Если спросить меня - скажите в 1 предложении, о чем этот роман, я бы сказала так: "Играя во взрослые и опасные игры, человек все разрушил своими руками и потерял свой мир". И как-то настолько это произошло нелепо, что в конце романа у меня осталось чувство недоумения.