Больше рецензий

25 февраля 2018 г. 09:22

2K

3 Людочка - луч света в темном царстве?

Прочитала этот рассказ, который меня, как и многих не оставил равнодушной. Виктор Петрович Астафьев великий писатель, это бесспорно. Я по сей день с удовольствием перечитываю его повесть "Последний поклон", написанную живым, образным языком.
Живым и образным языком написан и рассказ "Людочка". В нем также показан талант мастера, но вот результат... Для начала хочу сказать, что не бывает ничего абсолютно черного и абсолютно белого, абсолютно плохого или, напротив, хорошего. В этом же произведении автор намеренно окрашивает всё и вся в темно-серый и черный цвета. "Свинцовые мерзости жизни", - приходят на ум слова Горького, когда читает данное произведение. И чувствуется, что Астафьев сделал это специально. Для чего? Чтобы показать, как всё плохо "в Датском королевстве?" Узнали. Ужаснулись. Дальше-то что?
Читая произведения, складывается впечатление, что данный райцентр - это заповедник асоциальных элементов, причем таковыми родившимися, потому что отцы у них еще ничего, даже перила на мостике сделали. Нет в этом городке нормальных людей. Нет. Все либо негодяи и подонки вроде Стрекача и Артема-мыло, либо трусы, либо развратники. Если судить по рассказу, то в этом городе люди являются людьми лишь биологически, а по сути это тупое стадо, ищущее себе пропитание и мимоходом удовлетворяющее свои животные инстинкты.
По задумке автора, Людочка должна была стать светом в этом мраке, по аналогии с "Лучом света в темном цартстве" Добролюбова. Но если Катерина действительно выделяется из среды купеческого городка с его дикими, еще домостроевскими нравами, то Людочка это кровь от крови и плоть от плоти этой среды. У Катерины Островского была цель, мечта, любовь, а у Людочки ничего. Она жила здесь и сейчас, думая только о хлебе насущном и безопасности. Базовые инстикты, ничего более.
Жалко ли Людочку? Жалко. Безумно. Вызывает ли она симпатию? Нет. Как не может вызвать симпатию сорная трава, пробившаяся сквозь асфальт (с травой, кстати, Астафьев свою героини и сравнивает). Растет и пускай себе растет, а любоваться ею... зачем?
Погибла ли Людочка от равнодушия окружающих? Пожалуй, да. Стала ли ее смерть для кого-нибудь уроком, пробудила ли в нем желание изменить окружающую действительность? Пожалуй, нет. Вряд ли кто-то, кроме матери (и то не факт), вспомнил о Людочке хотя бы через год. Потому что для окружающих она была не человеком, а функцией. Она была нужна для мытья полов в парикмахерской, уборки дома, сексуальных утех и не более. Никто не видел в ней личность, никто не интересовался ее мнением, взглядами, да и были ли они у нее?
Не случись эта трагедия, скорей всего, Людочкин жизненный путь сложился бы как у матери и Гавриловны: тяжелая беспросветная работа. не приносящая радости, изматывающий быт, тоска, одиночество, болезни и ранняя старость. Но самое страшное не это. Самое страшное то, что для живущих в этом городе это нормально. И для Людочки это нормально. Она не знает другой жизни и даже не может ее себе представить.
Вообще, считаю, что этот рассказ не о Людочке и ее тяжелой доле, а о людях, об их инертности, аморфности и нежелании что-либо менять. О равнодушии человека к самому себе.