Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

21 февраля 2018 г. 22:03

Лучшее на Лайвлибе

2K

3.5

Вот и переломная точка всего цикла для меня. После нее оставшиеся книги этого цикла я воспринимаю как «безысходность». Позвольте немного рассказать почему так получилось. Ларчик открывается просто. Когда я прочитал этот цикл в первый раз за один присест, я остановился именно на этой книге. Других тогда просто не выходило. И именно эта книга стала венцом всей эпопеи. Она включилась в то целостное восприятие всего цикла и на нее распространилась аура восхищения всем циклом. На нее все еще действовал тот импульс, который я набрал во время прочтения и поэтому она тоже «пролетела» у меня достаточно быстро и без заметных провалов в логике и динамике.

Ну а те книги, которые вышли позже, я читал отдельно и поэтому они на себя эту ауру не получили. В них для меня стали заметны какие-то приметы вырождения всего цикла, которые я бы не увидел под покровом этой «чудесной ауры». Впрочем, переходим к книге. Прочитав её сейчас, я вижу, что и она тоже не слишком хороша, на самом деле.

Нет, сделать из одной книги по сути две - это интересный вариант. Начинается она довольно стандартно - 20 век только вошёл в свои права, Россия втянулась в войну с Японией, японский шпион планирует несколько диверсий. Фандорин должен найти этого человека и расстроить все его планы. В общем стандартный набор Фандоринщины. Политические игры - немного. Влюбленные женщины - слегка. Думы о России - обильно. Ну и прочие знакомые ингредиенты. Засады, раздумья, интриги между ведомствами. Да и по времени – вполне совпадает. Не выпадает из всего цикла – логично ложится во временные промежутки.

А вот вторая часть - это как раз то самое, чего поклонники так ждали. История Фандорина в Японии. То, чего я ждал после «Левиафана» - тот самый выпавший период времени. В «Смерти Ахиллеса» мы видели героя окрутевшим ниндзя с восточным менталитетом. И я думаю не у одного меня появлялся вопрос: какого и как? С чего это он вдруг настолько изменился, и что на него повлияло. Ну и откуда взялся Маса. И вот нас объяснят сейчас, во второй половине романа.

Кстати, здесь наиболее заметна одна из проблем цикла - слабые взаимодействия между книгами. В предыдущей книге главный герой умудрился спасти честь одного японского подданного. И меня с тех пор занимал вопрос - а куда он потом испарился? В этой книге о нем не было никаких воспоминаний или отсылок. Мне кажется даже его удивительные часы судьбы не упоминали? Или я невнимательно читал?

Героя в этой истории просто кидают одного в чужой стране и ему приходится изучать её практически с нуля. И конечно же вмешиваться в очередную интригу, начинающуюся довольно безобидно. Ну а дальше начинаются приключения в экзотической стране, которая балансирует на грани между двумя идеологиями.

Возможно за счёт этой экзотичности можно было создать что-то интересное. Но проблема в том, что большую часть времени, герою противостоят стандартные злодеи западного образца. Как бы там автор не нагнетал атмосферу вокруг этих злодеев они все равно остаются вполне понятными и логичными. Западный образец, хотя его и пытаются представить, как такого – супер-мега злодея с непостижимой волей и целеустремленностью. Но нет, на мой взгляд – это вполне себе обычные, хотя и довольно интересные персонажи.

Интересное здесь начинается, здесь именно тогда, когда появляется экзотика. Когда Фандорин сталкивается с иным менталитетом. Но такого довольно мало. И автор как-то слишком уж это мистицифицирует. Все эти точки ци, накопление энергии, секретные знания и все такое подобное. Ниндзя, сэр.

Так что, эта книга для меня – последняя из лучших в цикле. Но и сейчас, с высоты своего опыта, я вижу, что она полна недостатков. Но ностальгический дух и та самая волшебная аура – не дает мне поставить оценку ниже.