Больше рецензий

DarkGold

Эксперт

Да я простой чернобыльский мутант!

20 февраля 2018 г. 16:26

1K

5 Умберто Эко "Таинственное пламя царицы Лоаны"

Этот роман я купил не потому, что хотел прочитать именно его, а потому, что он по очень выгодной цене попался мне в книжном магазине. Ну, я и решил - раз уж заинтересовался всем творчеством Эко, то почему бы и не царицу Лоану.
Книга в целом хорошая и достаточно интересная, эрудиция Эко, как всегда, поражает (особенно в первой части, когда на читателя за кратчайший срок низвергается настоящий ливень цитат). Понравились иллюстрации, рассматривал с интересом. Было очень интересно про фашистскую Италию в период Второй мировой войны (а также в периоды до и после), про тогдашнюю культуру и пропаганду. Читая о том, как всё американское пытались заменить итальянским, я ещё подумал, что вот он - признак фашизма, фашизма, скажем так, бытового и, вроде бы, не жуткого, но от этого ничуть не менее омерзительного, потому что с таких вот мелочей всё и начинается. Сначала запрещают любить Микки Мауса, потому что он, видите ли, американский (хотя, казалось бы, какое отношение Микки Маус к политике имеет?), потом начинают выдумывать всякий бред вроде того, что в английском языке обращение невежливое, потом... ну, в общем, поскольку я позиционирую себя крайне аполитичным человеком, то в дебри политики вдаваться не буду и сравнивать с современностью - тем более.
Имел место даже подвиг главного героя в детские военные годы. Этот подвиг, кстати, здорово оживил третью часть книги.
Интересен, безусловно, был тот факт, что книга, судя по всему, во многом автобиографична.
Моменты про религию тоже были интересны. Над рассказом служанки про мощи блаженного Антонина чуть не угорел со смеху (думаю, стоит благодарить в равной степени и Умберто Эко, и Елену Костюкович).
Но вот то, что стало основной темой книги - платоническая любовь, которую главный герой надумал себе в юности, пронёс через всю жизнь и с нею, получается, умер, - это меня как-то недостаточно зацепило. Как-то оно... как-то оно. Хоть рассуждения и описания, связанные с означенной Лилой, и были красивыми. Но всё равно. Ну ёлки-палки... ну до того по-детски, что я просто не могу. Ну ведь не встречались даже! И сколько у него женщин после этого было, а... И сюжетом пьесы, которую он на себя с Лилой примерял, я как-то аж совсем не вдохновился - может, пьесой это лучше воспринимается, но по пересказу получилась какая-то совершенно дурацкая романтическая слезодавилка.
Ну, может, я чего-то недопонял, да. Но я могу понять Адсона из "Имени розы", который всю жизнь не мог забыть свою единственную женщину, но не... вот такое вот. Тем более, что у Адсона с его женщиной, по крайней мере, что-то было - можно сказать, что и секс, и взаимность.
Хотя от фразы "она - мой ангорский кролик" и вообще от "не хочу красавицу из книг, хочу ту, милую, настоящую" я умилился.
Можно, в принципе, ещё проследить параллель, что и девушку Адсона по книге на костре сожгли, и Лила молодой умерла... но всё равно. И, в конце концов, любовная история Адсона всё же отнюдь не была центральной темой "Имени розы".
Параллель я ещё, кстати, проследил в том плане, что Сибилла, помощница Ямбо, главного героя "Таинственного пламени...", была его младше на 35 лет - и примерно на столько же Адсон был младше Вильгельма. Но это я так. Это я просто так.
Немножко задумался, читая книгу, о том, как бы я сам пытался восстановить воспоминания о своём детстве. По книгам, которые в то время читал, - это такое дело; а вот по детским коллекциям всевозможных фантиков, вкладышей, стеклянных шариков, комиксов от "Эгмонт Россия" в основном всё про того же Микки Мауса (которые, к слову, поначалу в Украине было сложно достать - а потом стало легче, и я стал покупать каждый выпуск)... интересно, что бы я подумал благодаря всему этому о себе тогдашнем.
Отсылку к "Имени розы" по поводу "запертой изнутри комнаты" понял, честно говоря, не сразу (не вдумался, ага) - а отсылок к "Маятнику Фуко" вообще не заметил, поскольку не читал его ещё. Ну, и вообще примечания до сих пор не дочитал; каюсь, грешен. Уж больно их у этой "Царицы" много.
Эпизод про, извините, дерьмо с попыткой пофилософствовать по поводу оного дерьма был, конечно... эпизодом про дерьмо. Дерьмо - оно и есть дерьмо, даже если про него пишет Умберто Эко (и вообще, меня не покидает подозрение, что это с его стороны был откровенный троллинг - дескать, а ну-ка, уважаемые читатели, как вам философия про дерьмо в моём исполнении). Ну, и, в общем, как розу ни назови... и как дерьмо ни назови... Так, кажется, я тоже начинаю философствовать про дерьмо. Наверное, это заразно. Вот как Хорхе в "Имени розы" листы книги заразой намазал, так и тут зараза философствования про дерьмо через страницы передаётся.
Ладно, это была попытка пошутить.
С мнением, что основной сюжет романа закончился, не начавшись, я, честно говоря, соглашусь - и с тем, что третья часть была местами ужасно скучной, а под конец слишком замудрённой, тоже. Вот, пытается герой вспомнить свою жизнь, пытается... узнаёт про эту Лилу... и? И всё. Пытается вспомнить её лицо - и снова всё. Дальнейшая судьба его семьи вообще неизвестна. И про то, был ли у него роман с помощницей Сибиллой, мы тоже так и не выяснили - а мне это, честно говоря, было интересно.
Да, я понимаю - классической сюжетной канвы романа мне никто не обещал. Это постмодернизм - и это не "Имя розы", которое, должно быть, недаром называют наиболее классически построенным из всех романов Эко. И да, повторюсь, про фашистскую Италию и тогдашнюю культуру мне правда было очень интересно; и главный герой вызывал симпатию, и его окружение. Но смутное ощущение, что меня, дурачка, немножко обманули на четыре кулачка, в конце книги всё-таки осталось.
Ну, ладно. Разочароваться в писателе меня эта книга не заставила - а это главное.
На очереди у меня из книг Эко "Баудолино". И надо всё-таки добраться до "Маятника Фуко" - а то уж больно по поводу него отзывы противоречивы, нельзя своё мнение не составить.