Больше рецензий

12 февраля 2018 г. 17:33

820

1

У меня за плечами достаточное количество прочитанных книг о детях, поломанных различными жизненными обстоятельствами, чтобы говорить о том, что я знаю, насколько глубокими и трогательными могут быть эти произведения, и как страшно видеть войну глазами ребенка, особенно если из-за этой войны он теряет родных или друзей. Однако, это не имеет к «Паксу» никакого отношения. Вместо «пронзительной и искренней книги о правде и лжи, о бессмысленности войны, о хрупкости природы, о верности себе и умении сопереживать», которую мне обещала аннотация, я получила шитую белыми нитками антивоенную проповедь.

История начинается с тревожного эпизода, рассказанного от лица Пакса, в финале которого лис и его мальчик разделяются. Как только это происходит, история начинает вязнуть и, со временем, повторять саму себя. До тех пор, пока не превращается в скопление антивоенных посланий, замаскированных под историю мальчика, который очень хочет вернуть своего ручного лиса, брошенного на произвол судьбы в диком лесу, который, ко всему прочему, скоро превратится в арену боевых действий. И это действительно могло бы сработать, но только в том случае, если бы автор потрудился включить войну в историю. Однако, она лишь второстепенный элемент – не больше, чем страшилка про приведений, которых никто на самом деле не боится и которые не представляют совершенно никакой угрозы просто потому, что не существуют. Как и, собственно, война. В попытках сделать повествование аллегорическим, автор настолько отрывает военную линию от происходящего, что делает ее совершенно неосязаемой. Военный конфликт, о котором нам говорят, на самом деле, конфликтом не является. Происходит это, в первую очередь, из-за отсутствия сеттинга. Мы ничего не знаем о войне. Кто, где и во имя чего сражается? А, главное – с кем? Нет никакого врага и никаких причин эту войну вести, есть только «больные войной» люди.

Людей автор в основном описывает голосами лис: «Они несут войну. Они убивают друг друга. Они губят все на своем пути. Они распахивают поля и убивают мышей, которые там живут». Но постойте-ка, а разве лисы не делают ровно то же самое? Они борются за выживание, территорию и самку, охотятся за гнездами птиц, чтобы полакомиться яйцами, точно так же поступают с мышами. Однако, убийства, которые совершают лисы, наполнены смыслом, чувством единения, даже сожалением. Но люди убивают без разбора, цели и каких-либо эмоций. Кровь ради крови и жестокость ради жестокости. Потрясающе.

Еще в книге есть Вола - раздавленный войной ветеран с ПТСР, который прописан настолько стереотипно, что от этого сводит зубы. С точки зрения автора, любой человек, вернувшийся с войны, должен 20 лет жить воспоминаниями о своей жизни, проводя каждую минуту в покаянии. 20 лет после травматических событий представлять собой не человека, а иллюстрацию к словам «вина» и «печаль».

«Люди должны говорить правду о том, сколько стоит война», – говорит Вола, резюмируя тем самым все клишированное повествование о себе самой, расплачиваясь своей жизнью за жизни тех, кого убила. И это не правильно. Нельзя говорить правду о стоимости войны и умалчивать о том, что эта самая война из себя представляет, а то выйдет так, что, те, кто сражается за свою страну, должны чувствовать только то, что все, что они делают – совершенно непростительно.

Если вернуться к одному из главных героев повествования - Питеру, то получится, что и сказать о нем особо нечего, кроме того, что прописан он поверхностно и что ему совершенно не веришь. Вроде как, автор говорит нам, что мальчик очень спешит найти своего лиса, попавшего в беду, потому что очень его любит. Но как бы не очень-то и спешит. И любит, скорее, воспоминание о том, что у него был ручной лис. Из-за этого вся история о поисках потерянного друга превращается в историю о том, как мальчик со сломанной ногой путешествует 300 миль в поисках своего друга только затем, чтобы осознать, что он ему совсем не нужен.

Конечно, можно говорить о том, что я слишком многого ожидаю от книги, ориентированной на детей, но я с этим не согласна. Дети – это не синоним к слову «глупые». Дети крайне проницательны, восприимчивы и смотрят на мир гораздо шире, чем взрослые, поэтому хорошие детские книги должны учитывать это и сеять в детских душах семена, из которых в последствии вырастет что-то прекрасное. Что прекрасного может вырасти из подобной «Паксу» истории, наполненной бессмысленной жестокостью, предвзятостью, стереотипами и двойными стандартами? Я не представляю.

Комментарии


Подписываюсь под каждым словом.
Война неосязаема, герои поверхностные, скучно, затянуто, размыто.