Больше рецензий

Arrvilja

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (нет)

7 февраля 2018 г. 22:59

2K

4 Многословие викторианских индейцев

а я потомок покахонтас
сказал пятнадцатый на дню
о как бесценны индианки
а может кто-то просто врет

Не будем мудрствовать лукаво: спустя век после написания "Оцеолы", на рубеже 1960-х - 1970-х годов, индейская тематика была дико популярна на всем околосоветском пространстве - в том числе и благодаря фильмам с Гойко Митичем. Ребятня зачитывалась историко-приключенческими романами Фенимора Купера и Майн Рида, а во дворе упоенно играла в ковбоев и индейцев. Но времена проходят, времена меняются. Этот принцип смены веяний прекрасно иллюстрирует один известный мультфильм: "Два слога: спут-ник. Человек полетел в космос, и дети захотели космические игрушки". Индейский бум вспыхнул и угас задолго до моего рождения, и ребенком я читала совершенно другие книги (хотя, справедливости ради, и про индейцев тоже - "Остров Голубых дельфинов", например).

Не берусь раскладывать по полочкам произведения, давно ставшие классикой, - дело неблагодарное. А этот роман - классика в чистом виде со всеми атрибутами: хрестоматийные образы, выписанный по всем правилам сюжет, академический язык даже в переводе. Поэтому все, что могу сделать - продифференцировать "мое - не мое", "нравится - не нравится", хотя "Оцеола" - это явление, уже состоявшийся факт, которому от моего субъективного мнения ни холодно ни жарко.

Так вот. Литература 17-19 веков - не мое на культурном уровне, и это отношение распространяется и на "Оцеолу": бесполезно отрицать, что он детище своего времени. Формально это историко-приключенческий роман, но из-за близости эпохи романтизма здесь сильно прослеживается романтическое начало со всеми вытекающими. Оцеола - классический "благородный дикарь", а Джордж Рэндольф - герой хоть и не лирический, но склонный к фатализму, возвышенным устремлениям и своего рода пассивному созерцанию, что мне совершенно не импонирует. Повествователь в романе - скорее зеркало событий, происходящих вокруг него, нежели действующее лицо. Поэтому, хотя "Оцеола" - приключенческий роман, чистого экшена не так много: фокус смещен на мысли и реакции протагониста. Таков авторский стиль Майн Рида (как, впрочем, и других писателей того времени), обусловленный культурными веяниями 18-19-го веков, - но в контексте повествования это порой скорее минус, чем плюс.

Никогда не поздно, скажете вы? Для некоторых книг есть это "поздно". Мое мнение: "Оцеолу" лучше читать именно в подростковом возрасте, максимум в 15-16, когда мир черно-белый и некогда вникать в тонкости стиля. Если нырнуть в приключения с головой и читать эту книгу запоем, как это зачастую делают дети, - она зайдет на "ура". Легкий язык, далекая экзотическая страна, благородные герои, сюжетные повороты - все способствует этому. Для взрослого, читающего впервые, эффект, скорее всего, будет уже не тот.

Еще один пункт, вызвавший у меня неоднозначную реакцию, - философия самого Майн Рида, которую он между делом транслирует читателю. В книге причудливо чередуются осуждение экспансивной политики европейцев (автор сильно рисковал, надо полагать) и наивные высказывания вроде: "Злобный характер дается от рождения" или "Негр/индеец сумел превзойти европейца в том-то и том-то, удивительное дело, КАК ему удалось? О_о" Такая позиция, на мой взгляд, - довольно-таки неуклюжая попытка говорить по совести, но вместе с тем остаться белым во всех смыслах. Я теперешняя не могу с ней согласиться. Как показала история, уверенность европейцев и их потомков в собственном превосходстве, граничащая с гордыней, стала причиной многих бед. Воистину:

флорида нет прекрасней места
но европейцы тут как тут
и раю и аборигенам
капут

Книга прочитана в рамках игры "Долгая прогулка - 2018", тур 2, книга №1.
Команда "Урбан и К°".

Комментарии


Хорошие стишки! И междустишье тоже, конечно!)


Спасибо! Старалась.