Больше рецензий

stichi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 февраля 2018 г. 09:43

394

4

Когда я открывала эту книгу, то представляла многое, но то, что получила в конечном итоге ни идет ни в какое сравнение с предположениям. Так о чем я думала, прочитав про «глубь фантастического» — возможно, о поиске аналогий между мифическими существами и реально существующими зверями, о мифологических прототипах навеянных природой, о химерах, русалках, болотных тварях и прочее. Но все оказалось не настолько стандартно и банально! То, что получила моя творческая душа не передать словами! Вдохновение по полной, эйфория от описаний, когда картины и гравюры становятся книгами, полными образов. Когда камни вдруг превращаются в городские лабиринты. Когда агат вмещает в себя бесчисленное множество птиц. А неровности яшмы вдруг вырисовывают изящный женский силуэт! Это торжество творчества!

Здесь трепещет занавес полярного сияния, распускаются венчики ледяных цветков...иглы же вздымают собственные острия, тщеславясь, множат бесчисленные отблески...шум — лишь порождение миражей...

Не знаю как вам, а мне сразу хочется взять кисти и краски, линеры, да даже простой карандаш и начать творить и выражать все эти образы на бумаге. Это просто бесконечность красоты, вечность вдохновения. Я просто представить боюсь сколько раз мне еще и еще захочется открывать случайно страницу, ловить строчку и погружаться в себя и мечтать о красоте окружающего мира. Сколько мелочей мы не замечаем вокруг, а вот автор как раз и делает акцент на внимательности, на погружение в детали, в мелкие полоски, рытвины, сколы. Он говорит - смотри, вот же в мраморе очертания разрушенного города, а вот в прозрачности кристалла заключены, будто между стекол, брызги ртути! Я не знаю как у вас, но у меня от книги «пупырышные мурашки». Это чудо фантасмогории, если такое понятие вообще имеет место быть, но как и автор, хочется выйти за границы обыденного и увидеть другое, скрытое, фантазийное, созданное веками пластами пород.

А еще здесь есть ода темным кружевам, чернильному цвету и глянцевости черного фаянса. Красота окаменелой ночи! Боже, эти эпитеты можно цитировать неограниченное множество раз. Хочется просто делиться этой красотой - именно в этом большая заслуга автора, он делится своими чувствами и эмоциями и дарит нам возможность видеть его глазами, чувствовать камни его душой. И это волшебно, истинно непередаваемо! Автору удается даже передать игру света на прозрачности одних кристаллов и тщетности растворения света в цитадели тьмы и ночи. Но выстраивание архитектуры и геометрии мрака просто за гранью!

Искры пробегают в их пурпуровом желе в бессмертный миг гибели алого сумрака

Я не отрицаю, что «каменистая» часть книги меня впечатлила и вдохновила намного сильнее! И про нее я говорю больше. И да, я никогда не задумывалась просто о красоте камней, Роже Кайуа открыл мне новые грани для изучения природных текстур и рисунков. По-моему, книга, хотя как я поняла это больше сборник эссе, выполнила свою задачу просвещения по полной! Читала книгу в полете, поэтому не имела возможности параллельно смотреть на картинки того, о чем говорит автор. Я уже жду виртуальной встречи с царством фантасмагории в виде агатов, кальцитов, каменной соли, кварца, сокоморов, яшмы и много другого.

Но не думайте, что первая часть книги об искусстве скучная, или менее познавательная. Совершенно нет! Роже размышляет не о категории искусства обобщенно, а акцентирует свое внимание именно на фантастическом искусстве. Я отмечала ранее, что это не о существах, волшебстве, магии и прочем мифическом или мифологическом. Скорее, он берет обычные картины художников, и выискивает в них ноты чего-то менее реального. Он допускает игры, которые художники навязывают зрителю — например, цитируемый Арчимбольдо, составляющий портреты из цветов или фруктов, — но не видит в этом чего-то таинственного. Или же вдруг Кайуа представляет нагромождение чудес в картинах Босха как нечто являющееся нормой и законами той самой придуманной вселееной. Т.е. их построение и логика расположения лишают искусство фантастического начала, выглядят обыденностью. Но при этом приводит немало примеров менее известных творцов, «труды» которых его впечатлили кула больше. И тут без образов на экране какого-либо устройства будет сложно, хоть в некоторых моментах Кайуа создает ооооочень художественное повествование сцен картины. Читать и смотреть - определенно девиз книги! Автор даже предлагает некую упрощенную классификацию того, как может восприниматься сюжет и формы картины для художника и зрителя. Ведь не всегда авторский посыл можно очевидно «прочитать» и понять. И в рамках деления на 4 группы, Роже также приводится немало конкретных примеров. И что самое интересное, ведь многие художники могут намеренно скрывать свои истинные порывы и убеждения в такие мелочи и в такие слои, что недостойный любопытный и не разберет, посыл может делаться на истинно посвященных!!  И стать им или нет зритель может и сам решить! Первая часть прям для очень искушенного зрителя, я бы сказала. Но тем не менее, она обладает своим музейным шармом, расширяет кругозор, обогащает духовно, дарит эстетическое блаженство!

Обобщенно могу сказать, что творчески настроенным людям стоит и необходимо читать! Вы получите поистине порцию эстетического блаженства и ваша фантазия просто разгуляется и явит миру интересные творения!

Дополнительное задание

Число камней вокруг огромно
Нам говорил один эстет.
И фантасмагории огромный он слал
Привет!

Долгая прогулка-2018. Команда Решительные леди Гилеада»