Больше рецензий

1 февраля 2018 г. 09:51

195

4 "Обычно мы чересчур много знаем об окружающих, это утомляет"

Очень люблю Франсуазу Саган. Мне кажется. что женская проза такой и должна быть: хороший, изящный слог, органичность, легкость, немного взбаламошности и отсутствие сентиментальности и плаксивости.
Перед нами, без сомнения, не самое сильное произведение госпожи Саган, но этот роман очень органичен для ее творчества и читается на одном дыхании.

В романе описана история довольно странных взаимоотношений 45-летней сценаристки Дороти Сеймур и ее "ангела-хранителя" Льюиса, молодого человека едва перевалившего 20-летний рубеж. К тому же это история с элементами триллера, что делает ее острее любого любовного романа.

Дороти кажется, что в свои 45 лет она все повидала, знает о себе и жизни все. Она любит мужчин, любит жизнь, не любит никаких обязательств.

Хорошо чувствуешь себя в своей шкуре, пока есть человек, который эту шкуру гладит, согревает ее своим теплом.

Прошло то время, когда она переживала муки любви и муки творчества, безденежье и безвестность.

Да, порой жизнь казалась мне неумолимой, и о некоторых чувствах я думала, что они никогда не иссякнут.

Но сейчас все успокоилось и ей нравится это ее стабильное состояние.
И вдруг в ее жизнь врывается странный, красивый и немного отрешенный молодой человек, которого после аварии она оставляет у себя дома, чтобы за ним ухаживать. Он не похож на всех тех, что ее окружает в жизни. Она первый раз ощущает, что такое беззаветная любовь другого человека. Но у этой беззаветной любви есть очень опасная подоплека, с которой главной героине предстоит столкнуться.
И тем не менее, героиня ощущает состояние полного счастья, когда так страшно, что что-то его может нарушить, и рядом с этим "обманутым жизнью ребенком" она обретает что-то очень важное для себя.

Наверное, это ужасно, когда для счастья нужно столь мало. Счастье начинает засасывать, и единственный способ от него избавиться - погрузиться в неврастению. Нас преследуют неприятности, гнетут проблемы, но вдруг, точно камень, брошенный из-за угла, или как солнечный луч, настигает счастье, и мы отступаем перед радостью бытия.

Конечно, ситуация кажется абсурдной, особенно после того, как Льюис признается в страшных поступках, которые он совершил, чтобы защитить свою платоническую любовь, но как говорит сама героиня, "хорошо, что логика покинула ее намного раньше".

Меня терзала мысль: что за преграда так часто встает между людьми и их сокровенными желаниями, их невероятным стремлением к счастью? Может, в препятствие вырастает то представление о счастье, тот идеал, что они сами себе создают, - несовместимый с реальной жизнью?

Мне кажется, что в Дороти отразилось многое от характера самой Франсуазы Саган (стоит поинтересоваться ее биографией перед чтением ее произведений), и часто героиня говорит словами самого писателя:

Странно: может именно потому, что я столь ненавижу то, что принято именовать сутью жизни, я так люблю саму жизнь во всех ее проявлениях.

В произведении нет никакой морали. нет никаких выводов, нет восхвалений и порицаний, даже нет четко обозначенного финала. Франсуаза Саган пишет, как дышит и как сама живет (точнее, жила, конечно). И этим ее произведения и ценны, поэтому от них не можешь оторваться.

Странная все-таки вещь мораль - такая зыбкая, что я, верно, так и умру, не оставив о ней твердого представления.

Мне кажется, что роман не разочарует любителей творчества Франсуазы Саган, да и вообще всех тех, кто любит и ценит легкий, воздушный слог и французскую литературу.