Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

28 января 2018 г. 23:20

641

5

Все таки очень верно замечено, что жизнь - самая лучшая выдумщица и подбрасывает такие сюжеты, которые никогда нельзя было бы нафантазировать. Мне кажется, это применимо к личной истории практически каждого представителя поколения, пережившего Вторую мировую. Одна из них - Роза Глассер - героиня этой книги. Произведение ценно тем, что по сути является биографией, художественные детали там, конечно, есть, но лишь для придания живости рассказу. Рассказу о жизни женщины, чьей единственной виной было то, что она родилась еврейкой.

Рассказ начинается с очень детальных и реалистичных описаний картин мирного времени, детства и юности Розы, еврейки по крови, которая всю свою жизнь провела в Голландии. Самое жуткое - это вот та самая реалистичность, когда где-то в воздухе над крышами домов уже разрываются бомбы, но в то же время рядом продолжают существовать осколки мирной жизни и кажется, что может быть вот-вот все еще и наладится и не будет впереди ни лагерей, ни газовых камер, ни тел, сложенных штабелями друг на друга. Все становится плохо по чуть-чуть. Сначала тебе запрещено сидеть на террасе кафе, потому что ты еврей, потом запрещено заниматься профессиональной деятельностью, потом тебе приходится носить на пальто желтую звезду, потом ты попадаешь в рабочий лагерь, а потом тебя, как скотину, отправляют на опыты.

Поэтому на мой взгляд эта книга - о границах дозволенного, она является яркой иллюстрацией теории об "окнах Овертона", которая гласит, что в глазах людей можно оправдать любое извращение, если приучать их к нему понемножку. И в этом контексте совершенно по новому видится мне военная история Голландии, которая, в сущности, была историей предательства своих собственных граждан. Я в принципе всегда знала, что в оккупации разные страны вели себя тоже по-разному, но Голландия теперь вызывает у меня какую-то особую непреходящую гадливость. Пока шведские полицейские попадали в концлагеря за то, что отказывались арестовывать соотечественников еврейского назначения, педантичные голландцы пачками упаковывали своих евреев в вагоны и распродавали их имущество. Так, как произошло это с семьей Розы Гласер. И это считалось нормальным, и никто не ужасался бесчеловечности их действий. Зато после окончания войны те же самые люди, переобувшись на лету, строго судили Розу и подобных ей за "чересчур близкие отношения с немцами". Вся эта книга - один большой кровоточащий моральный вопрос. Спать с немецким офицером - это плохо? Да. А если ты делаешь это в лагере, куда тебя посадило твое собственное правительство, делаешь, чтобы спасти себя и своих родителей от отправки на бойню в Аушвиц? Это плохо? И сразу появляются дополнительные варианты ответов. Осуждать собственных граждан за сотрудничество с врагом плохо? Безусловно. Но за что их осуждать, если прием врага с распростертыми объятиями был частью государственной политики Голландии? И где грань этого сотрудничества - начинается оно в постели с немцем или в тюремном камере, куда посадили за отсутствие звезды Давида на лацкане. Да, ужасы войны сильно сбивают морально-нравственные рамки. Но самих моральных понятий не отменяют, только на этот вопрос уже нет однозначных ответов.

А еще эта книга о поразительной, феноменальной любви к жизни. Порой Роза кажется слишком эгоистичной, подчас - очень легкомысленной, но ее животное, на генетическом уровне каком-то, отрицание смерти не может не вызывать восхищения. Броситься под вражеский танк и отдать свою жизнь - это подвиг. Но разве танцевать в лагере, окруженном колючей проволокой, в лагере, где ты работаешь в зондер-команде и разгребаешь трупы тех, с кем еще вчера делил барак - это не подвиг? Танец Розы был не о веселье. Это было про выживание и про то, чтобы не сойти с ума в условиях, когда смерть кажется избавлением.

А самое трудное, это, когда читаешь книгу, постоянно помнить о том, что это не психологическая драма, не приключенческий роман и не фильм ужасов. Все это - реальные факты. И описаны здесь - реальные люди. Так что никогда не стоит забывать, что если речь заходит о homo sapiens, то от ангела до дьявола меньше, чем один шаг, и многие делают его даже не особо замечая.