Больше рецензий

Toccata

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2018 г. 12:00

889

4

Эта книга – 5 лет работы: 5 лет архивов бумажных и в Сети, 5 лет интервью с «шишками» из музыкальной индустрии и «шишками» пиратства. Ее довольно тяжело читать, но не из-за плохого текста, а из-за обилия фактов, имен, цифр и событий. Зато очень интересно!

Об изобретения немецкими учеными формата mp3, который в течение нескольких лет был никому не нужен; создатели его не получали ничего, но продолжали упорствовать в продвижении. О первых mp3-плеерах, вмещавших пару песен. О расцвете рэп-культуры – триумфах Эминема, Джея Зи и компании; о том, как первый был вынужден раньше отправиться в тур после слива альбома задолго до официального релиза. Конечно же, о торрентах – революции в обмене данными. О долгой охоте американских и британских спецслужб за крупнейшими пиратскими группировками, члены которых и сами не знали друг о друге практически ничего, так что не могли потом толком свидетельствовать против друг друга в суде. Об охоте пиратов за музыкой – на выпускающих диски заводах с досмотрами и охраной, на студенческих радиостанциях, в самих корпорациях! О резонансных судебных решениях, когда виновными признавали не тех, кто сливал, а тех, кто скачивал, тогда как самые отпетые пираты либо получили условные сроки, либо были оправданы, либо пробыли в тюрьме недолго. О европейских пиратских партиях, члены которых порой даже получают пару мест в парламентах.

Стивен Уитт пишет то о топ-менеджерах музыкальной индустрии, то о заводских рабочих из провинции, лишающих первых спокойного сна, вынося свежие альбомы за широкой пряжкой ремня или в ланч-боксе. Переходы автора от одних героев к другим – таких разных, но объединенных, в общем, одной страстью, - здорово разбавляют повествование.

Почти вся моя музыкальная коллекция и по сей день состоит из пиратских mp3-шек, и я помню поиски каких-нибудь дремучих для России латиноамериканских рок-групп на зарубежных испаноязычных сайтах. Те немногие диски, что я покупала, в большинстве своем не лицензионные тоже. Молчу о фильмах, что мы смотрим вне кинотеатров. Зато я с некоторых пор подписана на Google Music и большинство новых альбомов слушаю легально. И на концерты самых любимых групп ходить стараюсь. Кстати, всего несколько лет назад, спустя десятилетия после Вудстока , люди вновь стали активно посещать живые выступления артистов.

Можно спорить об авторском праве и зажиточных боссах музыкальных корпораций, но пиратство – уже важнейшая часть истории, действительно перевернувшая мир.