Больше рецензий

25 января 2018 г. 12:34

659

3 Тот самый случай, когда книга ни о чем...

Расставим точки над i сразу: нет, я не из тех читателей, что переворачивая последнюю страницу говорят себе "Ну и чему эта история меня научила?" или "Какие выводы я могу для себя сделать?". Я вовсе не считаю, что книга должна быть поучительной, а еда полезной, и не слишком раскаиваюсь в этом своем невежестве. Я читаю (и ем) ради собственного удовольствия и не жду каких либо открытий. Более того, авторы, пытающиеся вписать мудрые наставления между строк, меня порядком утомляют.
Однако в случаи данной книги так и хочется спросить - а к чему все это было, собственно?
Эх.
Я уже читала произведения Энн Тайлер и мне по нраву был их тонкий психологизм, глубокая атмосфера печали и безнадежности, житейские ситуации в разрезе, тягучий стиль написания - эти книги словно давали возможность увидеть мир глазами другого человека, побывать в его теле и душе. В данном романе авторский стиль тоже видно, но эта книга какая-то другая, совсем другая. Главные герои никакущие: они скучны и не интересны, их переживания утомительны, действия нелогичны, перемены внезапны и необъяснимы. Вот Морган, к примеру, постоянно сетует и сокрушается по поводу вещей, которыми семейство захламляет дом, Морган против ненужного барахла, ему импонирует спартанский аскетизм - но! - Морган одержим распродажами и набивает многочисленные шкафы и комоды шляпами и театральными костюмами. Как это надо воспринимать, как противоречивость персонажа?.. Или вот Эмили, у которой неухоженный, неприятно пахнущий Морган вызывает отвращение и желание отойти подальше - уже через главу ее мнение меняется, просто так, без каких либо предпосылок или поступков. Это лишь два примера, а подобных много больше, и все они так подробно и нудно описаны, целое болото описаний, сквозь которое продираешься и увязаешь в нем.
Персонажи второго плана мне были интересней, но о них сказано до обидного мало. Понятное дело, это бенефис Моргана, но Морган ужасен. Он сам как мешок пыльного разномастного барахла, засунутого в дальний угол чердака. Он не интересен как персонаж и неприятен как человек. Он сам не знает, чего хочет, ставит превыше всего собственный эгоцентризм, обижается на людей за то, что они не соответствуют его представлению. Ему плевать на родню, он вечно топчется за кулисами их жизней, и делает это сознательно, ему безразличны все они - мать, дочери, сестра, жена - и Морган готов послать их всех куда подальше (что он собственно и делает) ради собственных порывов и желаний.
Так и хочется подвести итоги... ведь никакого эмоционального отклика от книги я не получила, кроме разве что, легкого негативного осадочка от главного героя. Она не тронула ни мозг, ни душу, и только зря я ее так долго мучила, рассчитывая, что финал привнесет какой-то смысл. Увы. Растянутая на десяток лет история про странного мужика, эгоиста, который пользовался добротой и безответностью окружающих, чтобы самозабвенно страдать фигней, а потом получил не то второй шанс, не то возможность дурить людей и дальше (мы с ним оба так до конца и не поняли). И, может быть, какая-то нотка поучительности смогла бы разнообразить эту историю, но нет же... Как там было у пиратов карибского моря?.. "Бери что хочешь и не отдавай обратно". Вот и у Моргана примерно то же самое.