Больше рецензий

9 января 2018 г. 15:37

524

4

"Елена" это исторический роман, в котором Ивлин Во своевольно рассказывает и размышляет о жизни Елены Флавии, матери Константина.
Автор рассказывает нам об этой женщине так, будто бы она жила всего пару лет назад. Мы живо можем представить реальность, которая окружала Елену, хоть и с некоторыми допущениями, дозволенными в этом жанре.
После "Возвращение в Брайдсхед" , я ожидала семейной саги в рамках истории. Но "Елена" - это в первую очередь вопрос, который задает ребенок, столкнувшись с чем-то неизвестным.
Этот роман можно рассматривать как минимум на двух уровнях.
Сначала мы видим биографию императрицы. До замужества, автор показывает нам девушку, которая занимается охотой, неплохо разбирается в лошадях, но не сильно тяготеет к классическому образованию, хоть и тянется ко всему новому. Довольно знакомый образ, не так ли? Далее дочь короля влюбляется в заезжего офицера. Ее отец не доверяет этому человеку, но все же дает свое разрешение на брак. Елена ожидает приключения, ожидает увидеть Рим, который символизирует для нее весь мир. Однако, жизнь в браке предполагает, что Елена будет ждать своего мужа дома, ведя светские беседы с остальными дамами, и родит наследника. Нашей героине становится скучно, но она мириться со своим положением. Мне кажется, частично эта история тяготеет к раннему феминизму, когда женщина начинает задумываться о своих правах и желаниях. Автор показывает нам, как мало Констанций заботится о своей жене, воспринимая ее как вещь. Даже во время секса, он не пытается доставить ей удовольствие:

“Констанций уснул удовлетворенный, отвернувшись от нее, как всегда, неожиданно, без всяких проявлений нежности или благодарности, оборвав прилив ее нарастающей страсти и оставив Елену такой же одинокой..”

Однако, история Елены доказывает нам, что даже во времена, когда положение женщины мало отличалось от положения рабыни, некоторые из них (богатые и имевшие влияние) все же могли построить жизнь в соответствие со своими желаниями.
Елена в христианской религии - равноапостольная святая. Считается, что благодаря ее раскопкам были найден крест, на котором был распят Христос. Через ее жизнь Ивлин Во показывает нам мир, который открывает для себя новую религию. Для меня это второй уровень истории Елены - притча о человеке, добровольно ищущий пусть в христианство (что очень характерно для этой религии, в основе которой лежит выбор).
На протяжении всей книги мне казалось, что я вот-вот разгадаю главную идею автора, мораль этой истории. Ключи будто бы щедро раскиданы по всему роману. Но это похоже на попытку вспомнить ускользающий сон. Возможно, будь я чуть поумнее было бы проще :)
Мне видятся здесь аллюзии на "Божественная комедия" Данте . Рядом с Еленой на протяжении ее пути к христианству, есть проводники, которые, в силу своих возможностей, помогают ей найти ответы. Елена говорит о себе так:

“… всю жизнь я задаю вопросы, которые оскорбляют чувства верующих.”

И это интересная позиция. В этой истории автор, интересующийся религией, но признающий себя агностиком, по-видимому, задает главные вопросы, терзавшие его всю жизнь. Такие вопросы часто задают дети, не признающие допущений и исторических неточностей.
После прочтения у меня осталось впечатление, будто бы я начала читать одну книгу, а закончила совершенно другую. Я не знаю, был ли задуман такой переход автором или же без него нельзя было обойтись, но я не уверена, что это хорошо сказалось на структуре романа. У меня сложилась впечатление, что вторая часть несколько перевешивает, нарушая гармонию. И все же роман читается на одном дыхании.
Книга совершенно точно для любителей жанра. И перед экзаменом по истории стоит все-таки проверить факты, изложенные Ивлином Во))