Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 января 2018 г. 17:57

3K

4 Как получить удовольствие от скучной книги.

В веселые, светлые надеждами на будущее, шумные новогодние дни люблю ненадолго уединиться с какой-нибудь забытой книгой. Есть такие книги: стоят на полке годами, в руки их не берешь, скучны для будней, а вот в праздник они - самое то. Такая книга словно компенсирует веселую бездумность праздника своей малой востребованностью и «узкой», скучноватой темой. Сядешь в отдаленной от шума комнате в кресло под зеленый абажур. И вот оно удивительное читательское чувство готовности полистать даже самое-самое не читабельное.
Вряд ли, когда еще, как не в такой обстановке, захочется почитать о том, чем отличается байдана от бахтерца, юшмань от колотаря или почему до 1860 года вицмундир у армейских кирасир по покрою был такой же, как парадный полукафтан.
Довольно «упитанный» том «Военная одежда русской армии» из этой категории, и он дает возможность разобраться, пожалуй, во всех вопросах формы одежды русской армии до 1917 года.
Это еще одна книга с кабинетной полки. Она очень давно со мной. Приобретено это исследование в одно время с «Русским офицерским корпусом» в середине 1990-х годов. Книга богато иллюстрирована, этим и привлекла тогда.
Издание подготовлено коллективом авторов во главе с М.М. Хреновым, генерал-лейтенантом, в 1984-1987 гг. заместителем начальника Центрального вещевого управления Министерства обороны СССР.
На мой взгляд, то что книга написана не профессиональными учеными-историками, а военными объясняет некоторые ее недостатки.
Во-первых, книга, построенная на изложении исторических фактов, не имеет ссылок на исторические материалы, в ней нет приложения с перечнем использованных документов и литературы.
Во-вторых, в оглавлении главы книги не пронумерованы, а в тексте есть отсылки к главам 3, 4, 6 и т.д., читатель вынужден сам высчитывать порядковый номер той или иной части.
В-третьих, довольно слабо освещены, можно сказать, что практически ничего нет по очень серьезным изменениям, произошедшим в военной форме одежды русской армии в ходе первой мировой войны.
В-четвертых, и это самое главное, к сожалению, в книге с богатейшим описанием фактов по формированию военной одежды и вещевого обеспечения русских войск в разные исторические эпохи, в ней не достаточно аналитической составляющей. Нет ярко выраженного авторского мнения, касающегося генезиса, развития, иностранного и русского исторического влияний на это формирование.
И все же книжку под зеленым абажуром я полистал с наслаждением. Любимая эпоха правления Александра III, изменения в форме военных, которые он проводил, показались мне наиболее удачными за всю историю. В отличие от своих предков, страдавших то германофильством, то англоманией, то французолюбием, Александр III впервые привнес в военную форму одежды русские национальные мотивы.
Именно Александр III, как активный участник Турецкой войны 1877-1878 гг., дал указание разработать форму одежды, отказавшись от вычурности, щеголеватости в пользу практичности и удобства в носке, чем не мало сэкономил на снижении расходов по военному ведомству. Именно он впервые приказал употребить

«…возвращение к исконным русским началам и обеспечение повсюду русских интересов».

К моему удовлетворению первая форма для русских воздухоплавателей была введена тоже при Александре-миротворце.
Вот она первая форма русских авиаторов:
картинка DollakUngallant

Настоящее удовольствие от книги!