Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 января 2018 г. 23:54

2K

5

Каково это - писать на коленке? Прослушал и начал записывать впечатления. Первые, что пришли в голову. Потому что есть такое состояние, как выгорание. Может, от того я и пишу это по горячим следам, что есть зависшие во времени и выгоревшие эмоционально тексты?

Кем были первые читатели "Тристана"? Сколько их было? Кому адресован был текст? На что этот текст "давил"? Какие чувства пытался вызвать? Что этих первых читателей из такого дремучего Средневековья, что их привлекало в легенде?

Принято считать центральным конфликтом легенды конфликт долга и чувства. Сколько будет книг и сюжетов в основе которых тот же самый конфликт? Ну, первое приходящее в голову, "Дворянское гнездо". Тут же: в мировой литературе есть ограниченное количество сюжетов, всё разнообразие - вариации известных тем. Прямая аналогия с нотами.

Сколько вариаций интерпретаций известнейших уже 1000 лет текстов существует в мире? Что нового они открывают? Зачем их пишут люди? Самоутверждение? Уяснение, разложение по полочкам текста и смыслов, разложение для внутреннего употребления? Для себя?

Сказочный сюжет с упрощениями, опущением, пропуском деталей, что только усложняет текст. Каков был первоначальный текст? Что от него осталось при пересказе? А кому и насколько он важен, этот первоначальный текст? И тут же и иной вопрос на ту же тему: Находки археологов или искусствоведов. Столетиями или более, что-то было недоступным публике, недоступным, значит, несуществующим. И? В некоем тексте, изначальном, оказывается, был знак препинания, пропавший на столетия, а потом всплывший у Кафки. И? Причем здесь Изольда?

В легенде есть такой эпизод: вместо потерявшей невинность с Тристаном на корабле по пути к будущему мужу Изольды, на супружеское ложе, в первую брачную ночь ложится, в полной темноте, её служанка, Бранжьена. Которая до исполнения этой монаршей обязанности, перепутала сосуд с "обычным" вином с сосудом, наполненным любовным напитком. Для усиления либидо будущих супругов - Изольды и короля Марка. Так вот, Изольда, дабы избавиться от служанки, которая, как оказывается, в моральном кружеве легенды должна быть в роли ближайшей соратницы, если угодно, знающей всё, но и ведущей себя достойно, - она приговорена Изольдой к... смерти! Чтобы, так сказать, предотвратить попадание ненужной и вредной информации к супругу. И?

На самом деле прислуга - ничего не стоила. По большому счету. Кроме совести её, прислуги, хозяев. Что с христианской моралью? Наверное, всё нормально. Для тех, кому текст предназначался, подобной проблемы не существовало. Наверное, так? Но интересно другое: буквально в следующей главе, та самая служанка, что договорившись со своими убийцами (по монаршему повелению), убегает неизвестно куда, - так вот, в следующей главе она как ни в чем не бывало, выполняет очередное поручение хозяйки! В чем прикол? Или.

Тристан сходится (так в тексте) с Риваленом, у которого в подругах жена одного из баронов - Бедалис. Его жену звали Гаржолена. Тристан с Риваленом едут к ней в замок, зная, что её муж с тридцатью рыцарями, составившими его свиту, уехали на охоту. В супружеской опочивальне, где любовники занимаются утехами, Тристан, отошел в сторону, но продолжал дурачиться, бросая в полог, за которым укрылись любовники, тростником. Который чуть позже, как и упавшая шляпа Тристана, послужил "уликой" против него со стороны мужа Гаржолены. Предваряя описание этого приключения, автор пишет о предопределенности этого предприятия, что, мол, знали бы друзья, чем всё это обернется. Всё было не так с самого начала. Знали бы они, что едут навстречу смерти. Что и упавшая шляпа, и ключи от моста, которые вручил Тристану кузнец, и многие другие предзнаменования, - всё это было предопределено. И именно предопределенность и есть главный герой этой легенды.

Смотрите: случай с любовным напитком радикально изменил судьбу всех наших героев. Могло ли такое случиться? Почему нет? Но вопрос на самом деле не в вероятности случая, а в его предопределении. Почему он вообще понадобился? Для "верности" предприятия? Чтобы уж наверняка? Или для сюжетного хода? Литературная фантазия? Придумка? Обстоятельство непреодолимой силы? Не буди лиха, пока оно тихо? Ящик Пандоры с этим самым сердцем? Или.

Король Марк - ну не может ни слышать хайпа по поводу племянника и жены. ПО рекомендации одного из вассалов, в одну из ночей забирается на дерево, чтобы стать свидетелем ночного свидания и лично удостовериться в неверности одной и неблагодарности другого. Но всё срывается из-за обостренного чувства опасности у влюбленных: они видят опасность и ведут себя соответственно. Что не спасает их от предопределенной судьбы.

Конечно, все эти вопросы на коленке - рассуждения не состоявшегося неофита, да к тому же записанные вечером, хорошо вечером. В логике той жизни и нравов, - нет, не думаю. что всё было как-то нелепо, фантастически или неправдоподобно: иначе текст затерялся бы на каком-нибудь "звездном мосту", как это было в "31 июне". Больно давно всё случилось, если случилось вообще. А так - нет, не затерялся, не забылся. Живет на страницах, на экранах и в головах. В виде вопроса: и что они там такого нашли - в необычайных приключениях Тристана и Изольды? С их черно-белыми парусами, так и не превратившимися из парусов судьбы в соответствующих этим парусам цветам, в паруса надежды и любви.

Но это - уже иная история. "Алые паруса" её название. И в отличие от нашей истории, Он приходит под парусами, чтобы навсегда забрать Её в страну вечной любви, преданности и терпения.

Комментарии


Шикарная рецензия!!!
Просто шикарная...

Прослушал и начал записывать впечатления. Первые, что пришли в голову. Потому что есть такое состояние, как выгорание. Может, от того я и пишу это по горячим следам, что есть зависшие во времени и выгоревшие эмоционально тексты?

У меня тоже бывает сходное состояние , которое я никак не могла обозначить. Теперь знаю, что оно называется ВЫГОРАНИЕ.
Спасибо!


И это слово Ваше - вовремя, весьма вовремя!
Спасибо большое Вам!