Больше рецензий

Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 декабря 2017 г. 20:14

2K

3.5 Поэт, умевший развращать и превращать

Многие считают мифы (сейчас мы будем говорить о греческих) пустой тратой времени, чем-то детским и ненужным, сказочным и ненастоящим. Эти люди не видят в мифах пользы и смотрят на них сугубо пренебрежительно. Когда-то я и сам был таким и относился к ним, мягко говоря, несерьезно. А между тем, мифы – это очень интересная вещь.
Во-первых, они не такие уж и детские. Столько крови, жестокости, пошлости и насилия в одном месте, вы мало где увидите. Здесь и инцест, и зоофилия, и детоубийство, и братоубийство, и матереубийство, и всякого рода муки и насилие, а также бесконечное множество страданий.
Во-вторых, мифы прекрасно изображают человека. Вглядитесь в них и вы увидите всю людскую сущность. Почему на последних шагах из царства мертвых, Орфей обернулся к Эвридике, хотя понимал что если это сделает, то потеряет её навсегда? Почему тот или иной человек/герой/бог, поступил в той или иной ситуации, именно, так? Это ведь наши с вами пороки, наши слабости.
В-третьих, мифы это часть истории. Но не воспринимайте эти слова буквально, конечно большинства этих событий и быть не могло. Икар не летал с Делалом на крыльях, Мидас не превращал в золото своим прикосновением, а царица Крита не рожала минотавра от быка. Смотрите на миф метафорически, взгляните на него с долей скепсиса. Каждый миф должен иметь свой корень, свой исток и если вы его найдёте, то узнаете больше о развитии того или иного общества, той или иной цивилизации. Откинув сказочность мы получим знания. Вот смотрите, когда-то давно в Египте правили боги, им на смену пришли «полубоги», а затем уже люди. Божественность в каком-то роде заключалась в сроке правления, так боги правили 1200 лет, полубоги – 300 лет, ну а люди правили как обычные люди. А теперь мы посмотрим как люди считали год в тот или иной период времени. В далёкой древности все измерялось лунным циклом, который насчитывал 30 дней, затем люди перешли на сезонный (осень, весна, лето, зима), где 1 сезон = 1 год, а уж затем на более привычный нам календарь. И вот так «копнув» любой миф, вы в конечном счёте придёте к какому-то иностранному обычаю, или непонятному явлению, которое метафорически перешло в миф. И получится что девушка, говорящая по-птичьи, всего навсего иностранка, Ромула и Рема вскормила не волчица, а шлюха, а данаиды, наполняющие сосуд с дыркой – отсылка к египетским жрецам.
«Метаморфозы» Овидия – сокровищница мифов, она полностью состоит из них. И что вам мешает взять эту книгу в руки и начать разгадывать мифы, искать их корни? Там был парень, которого Афродита превратила в оленя, затем его убили собственные товарищи, а потом собаки разорвали его тело на куски. На лицо предательство и заговор, но до нас это дошло в виде мифа, в виде метаморфозы.
Как только я взялся читать «Метаморфозы» у меня тут же родилось два вопроса: почему поэт, посвятивший себя теме любви взялся за мифологию? и что означает это название, что во что превращается/переходит?
С первым я разобрался достаточно быстро, во-первых, парень полностью исписал любовный жанр, во-вторых, даже в его амурном творчестве, находилось место для сотен мифологических отсылок. Получается, что переход не спонтанен, эта тема интересовала его и ранее.
Что касается второго вопроса, то на него я получил ответ, собственно уже, при чтении. В поэме всё во всё превращается, хаос – в наш мир, мифологические герои – во все подряд. Овидий написал нам своеобразную библиотеку превращений. Это немного грустно, я ожидал увидеть превращение мира мифологического в мир реальный. Своеобразное сплетение двух эпох, где истинное уходит корнями в придание.

Благодарю за совет Kalendulla1

Комментарии


Это немного грустно, я ожидал увидеть превращение мира мифологического в мир реальный. Своеобразное сплетение двух эпох, где истинное уходит корнями в придание.

А разве этого нет? Последняя же часть как раз и показывает переход от мифических героев к истории Рима и возникновению наук.


Троя – Эней – Рим – не совсем то превращение, которое я ждал. Это один сюжет, звучащий до этого в работах разных историков и являющийся неким классическим началом истории Рима. Это лишь небольшой мостик между мифами и реальной жизнью.
Я ожидал какого-то грандиозного превращения, в котором начинается с полностью мифического повествования, затем в мифологии появляются элементы историчности и постепенно все приходит к безмифологической реальности. А то получается, что Эней умер, вот уже жизнь реальная, история Рима и все такое и тут Цезарь улетает к Богам.


Значит мне этот переход показался интересным исключительно в силу моей малой образованности. Учту))


Или я просто занудствую) от объема античной литературы некоторые вещи стали для меня обыденными и я больше не хочу удовлетворяться только ими, хочу новых открытий и ощущений))


Овидий просто не знал ваших ожиданий) Да и если бы знал... Его читали, в частности, первые лица государства, от которых жизнь поэта сильно зависела, и, я думаю, он не мог отойти от классического начала Рима)


Я его не обвиняю. Мои ожидания – это мои проблемы, как говорится))
Но я не имел ввиду исключение превращения «Троя – Эней–Рим» из книги. Это важная часть и без неё никуда. Хотелось бы побольше таких переходов.
Например, взаимное воровство девушек азиатами и греками: Ясон ворует Медею – троянцы воруют Елену – греки идут войной на Трою – восточные люди удивляются, они ведь ничего серьёзного не предъявляли за это грекам.
Но там все так сплетено, что распутай все это Овидий – был бы гением. Потому что Геракл присутствовал на корабле аргонавтов, а он-то скорее всего персонаж древних времён, когда хозяевами на земле были звери, а не люди. Как он изображался в шкуре и с дубиной, а подвиги его – очищение земель от диких животных. Поэтому он не мог плыть с Ясоном. И повторюсь: Структуризируй все это Овидий – был бы гением. Не знаю, смог ли сегодня кто-нибудь это сделать.


По поводу похищения женщин из другой книги Л. С. Клейна (я на неё наткнулся, если не ошибаюсь, в комментариях к вашей рецензии на Гомера, поэтому, возможно, уже знакомы, но для остальных, надеюсь, будет небезынтересным):
картинка User_22
картинка User_22


Смотрите на миф метафорически, взгляните на него с долей скепсиса. Каждый миф должен иметь свой корень, свой исток и если вы его найдёте, то узнаете больше о развитии того или иного общества, той или иной цивилизации.

Это интересная, но опасная дорожка. Можно докопать до, казалось бы, очень убедительного объяснения того или иного мифа, но оно окажется ложным. Миф сложен, с ним необходимо работать максимально аккуратно.

Возможно, не самый удачный пример из очень спорной книги Л. С. Клейна, но просто сейчас именно это вспомнилось:
картинка User_22

картинка User_22


И в дополнение. Если вы интересуетесь мифом, то хорошо бы ознакомиться с его теорией. Может быть, уже и читали, но в списке нет, поэтому оставлю ссылку на "Аспекты мифа" М. Элиаде: там всего двести с чем-то страниц, считая примечания и сопровождающие статьи, но польза огромная, если, опять же, до этого не были знакомы с теорией мифа.


Я как-то хотел купить ее, но что-то меня отвратило от этого. Не помню уже что. Недавно вот увидел книгу Мелетинского «Поэтика мифа», работа вроде серьёзная. Думаю вот.
Но я не особый фанат мифов, на самом деле, сильно углубляться в их изучение, тоже, не горю желанием)


"Поэтика мифа" — это известная и уважаемая, но относительно большая работа, а "Аспекты мифа" маленькая. Если вы "не особый фанат мифов", то лучше выбрать М. Элиаде.

Если брать только Древнюю Грецию и что-то небольшое, то есть очень хорошая статья А. Ф. Лосева из "Мифов народов мира". Она выложена отдельно в интернете.


Вот-вот, полностью согласен. И логика и здравый смысл могут подвести в такой работе. Но я хочу привлечь к ним внимание, говорю: Не смотрите на мифы, как на сказку или детское произведение, это серьёзные вещи и если вы сможете их понять, то узнаете много нового о древних цивилизациях.
Все таки, для точного понимания мифов моих знаний мало, впрочем как и знаний людей, читающих мои рецензии. Но быть может моя рецензия кому-то поможет и он перестанет смотреть на миф как на сказку и дословно его понимать, задумается о его истоках, попытается мыслить метафорически, критически. Это в любом случае полезно)


Овидий, хотя и был модным поэтом, часто мыслил масштабно, берясь за то или иное произведение. Здесь нужно вспомнить и "Науку любви", и "Фасты".
Он решил создать энциклопедию "греко-римских" мифов, с чем, по-моему, блестяще справился, объединив их общей идеей метаморфозы. И актуальность его энциклопедии, как мне кажется, сохраняется и в 21 веке. Когда взрослой читала "Метаморфозы", не понимала, зачем я, будучи подростком, читала Куна, а не Овидия!


Мне Кун совсем не понравился, Овидий в этом плане гораздо лучше, согласен)