Больше рецензий

Sanckt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 декабря 2017 г. 21:28

2K

5

Игровая индустрия - это совершенно замечательная тема для разговора. Ещё до рождения моего поколения игроков, она успела умереть и возродиться снова. И её возрождение привело к совершенно разнообразным результатам - от мельчайшего сегментирования самих игр до сращивания индустрии с искусством и образованием. Сегодня игровая индустрия переживает свой апогей. В противовес семидесятым годам прошлого века, когда об электронных видеоиграх знали буквально избранные, на данный момент об их существовании не знают, наверное, только терпящие бедствие страны, у которых нет свободного времени и ресурсов на такое времяпрепровождение.

Но с чего всё началось? С чего всё началось по-крупному? Ответ на этот вопрос - название одной японской игровой компании - Nintendo. Наиболее распространённым прочтением иероглифов, из которых составлялось название, было: "Трудись упорно, хотя всё-равно всё в руках небес".

Помимо очевидных препятствий конкурентного рынка, Нью-Йорк больше всего пострадал от катастрофы в индустрии 1983 года. К тому же именно здесь находилась наибольшая часть непроданных товаров, здесь же были самые искушённые и критичные покупатели во всей стране.

Ямаути это понравилось. На продвижение системы (Famicom) в Нью-Йорке он выделил Аракаве бюджет в 50 миллионов долларов.

Компания Nintendo, до решения заняться бизнесом электронных видеоигр, целый век производила традиционные японские игральные карты ханафуда. Компанию основал Фусадзиро Ямаути, а его правнук - Хироси Ямаути, наглый и взбалмошный юноша, сделал компанию деда поистине известной во всём мире.

Он управлял компанией очень жёстко - все решения принимались им лично и никогда никем не оспаривались. Критику Хироси любил, но способных критиковать его деятельность людей с годами становилось всё меньше. Наверное, последним таким критиком стал Масайа Накамура, президент компании Namco - первой компании, получившей лицензию на производство игр для сверхпопулярной консоли Famicom. Когда Nintendo достигла значительных успехов в продаже консолей и игр, а список лицензиатов вырос, Хироси Ямаути решил пересмотреть условия договора с первым лицензиатом, получавшим самые большие привилегии. До этого момента Масайа Накамура считал себя привилегированным партнёром, который ведёт бизнес с Хироси наравне. Хладнокровное заявление Ямаути о том, что Nintendo разорвёт договор с Namco, если та его не переподпишет, вынудило признать Накамуру своё поражение и забрать судебный иск в окружном суде Киото. Господство Ямаути после этого ни внутри Nintendo, ни за её пределами в игровой индустрии не оспаривалось.

Со временем Nintendo переплела свою историю с историями огромного количества знаменитых компаний - например, Namco, Conami, Sony и Sega. Nintendo успела даже немного соприкоснуться с предыдущим лидером игровой индустрии Atari, а здесь начинали Джобс и Возняк, которые, разругавшись с легендарным основателем Ноланом Бушнеллом, ушли пилить свой первый Apple.

Совместно оба русских приняли решение уехать из СССР. Хэнк Роджерс помог их семьям перебраться в Америку, а также выдал авансы на обустройство в первое время. Жена Алексея Пажитнова Нина однажды уже посещала Соединённые Штаты. По возвращении друзья просили её рассказать об Америке, но в ответ она лишь молчала и плакала.

Алексей Пажитнов - советский математик, создавший гениальный тетрис. Эта игра стала флагманом на платформе Game Boy, первой переносной массовой консоли от Nintendo. Именно тетрис сделал Game Boy не только чрезвычайно прибыльным, но и массовым. Но для СССР, как и для меня, эти события были трагическими, поскольку через несколько лет самого СССР не стало. В книге мою великую страну несколько раз пинают, а Пажитнову сочувствуют. Я оставлю это без комментариев, поскольку автор книги Дэвид Шефф ничего не знает об СССР и в этом плане, конечно, является необразованным человеком. Его книга о другом. Даже в таком виде, даже при таких обстоятельствах СССР неизгладимо повлиял на игровую индустрию. И пусть это достижение выглядит бледно по сравнению с тем, ради чего СССР задумывался, но факт остаётся фактом. Если бы не Тетрис обычного советского математика, Game Boy Гумпея Йокои, его разработчика, стал бы таким же провалом, как и его следующая переносная консоль - Virtual Boy. Game Boy не обладал даже цветным дисплеем, но был экономным к энергии и дешёвым, именно поэтому он победил в этой битве помпезную Sega Game Gear, а AVGN - известный игровой обзорщик - так никогда и не поймёт, почему Nintendo отдали предпочтение покупатели.

В итоге я хочу сказать огромное спасибо издательству "Белое Яблоко" за эту замечательную книгу. Книг с подобной тематикой на русском языке издано всего штук десять и я все их прочёл, что говорит о незаинтересованности аудитории в данном направлении, что меня, конечно, огорчает.

Радует меня факт, что я стал свидетелем того, как относительно небольшая индустрия выросла в огромного исполина, по объёму превзошедшего киноиндустрию. Сам факт этого, конечно, наложил на неё отпечаток и, наверное, скорее, отрицательный. Но это уже другая история.

А Nintendo рассказала свою.