Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

20 декабря 2017 г. 17:10

15K

4.5 Пишите жизнь как бестселлер

«Каких только проблем не бывает на свете! Кому-то, кто может, не поверят, а тот, кому бы поверили, и сам не может.» Александр Гранах

Каких только бестселлеров не бывает на свете! Толстые и тоненькие, хорошо написанные и не очень, про любовь и про войну, про вампиров и про зомби, про мальчика-волшебника и про что угодно еще. Общее одно – истории нас эмоционально «цепляют», мы попадаемся на крючок и уже не можем отложить книгу, пока не узнаем, как же герои справятся с выпавшими на их долю испытаниями.

А что, если написать свою жизнь как бестселлер? Разве не хочется жить, так, чтобы сбывались ваши собственные мечты, и это от ваших приключений захватывало дух у робких и нерешительных?

Роман-автобиография Александра Гранаха может стать не только чертовски увлекательным чтением, но, пожалуй, что и изменить всю вашу жизнь, если использовать книгу как пособие по написанию жизни-бестселлера.

1) Для начала постарайтесь родиться в большой и дружной еврейской семье. Особенно удачно, если фамилия семьи будет Ротшильд, и жить вы будете, скажем, в Париже. Но даже если вас угораздило родиться Сайкой Гронахом в самом дремучем захолустье Восточной Галиции конца 19-го века, не стоит сразу вешать нос. Детство, прожитое в бедности с десятью братьями и сестрами в окружении украинцев и поляков, мягко говоря, не всегда дружелюбно настроенных к евреям, тоже может быть отличным стартом. Пускай ели позавчерашний хлеб, пускай - одни сапоги на троих-четверых братьев и из дома зимой выходили по очереди, не хлебом же единым! Если вы герой бестселлера, то сможете понять какие-то главные вещи, благодаря которым фундамент вашей будущей жизни-небоскрёба будет крепким как скала. У вас где-то на подкорке запишется, что любовь и доброта в семье дороже золота, что бог сотворил людей очень разными, и идти стоит каждому по своей дороге, что человеческое всегда больше и сложнее национального или религиозного. Пускай все эти вещи кому-то покажутся банальными, но этот «кто-то» и не герой, а так, наблюдатель.

2) Будьте любопытными. Смотрите на мир широко распахнутыми детскими глазами и увидите, что он полон чудес. Только не пренебрегайте малыми чудесами в ожидании Чуда. Скучать и ждать – это вообще не для героев. А вы можете, например, научиться складывать буквы в слова, а слова – в предложения, а предложения в истории. Ну и что, что многие могут лишь расписаться или прочесть пару стихов из Торы, у вас же впереди приключения! Зная грамоту, вы потом сможете помогать проституткам писать письма домой или стать помощником профсоюзного лидера или прочесть Шекспира, в конце концов. Или успеть всё это и столько еще всего другого, что можно будет написать биографию в 3-х томах. Можно научиться творить мелкие бытовые чудеса из муки и воды – печь вкусный хлеб. Умелый пекарь нигде не пропадет, люди едят хлеб не только в Вербовицах и Коломые, но и во всей необъятной Австро-Венгерской империи. Горизонт расширяется почти до бесконечности. И главное, что подарит вам ваше неуемное любопытство – это возможность встретиться со своей мечтой. Любопытный молодой пекарь Йешайя попадает в захудалый еврейский театрик и понимает, что он рожден артистом. С этого момента мечта определяет жизнь героя.

3) Воплощайте мечту в жизнь и не бойтесь рисковать. Вот прямо сейчас идите и воплощайте. Про мечтающего на диване бездельника один великий роман уже написан, не вступайте в конкуренцию с Обломовым, есть много других путей, среди них – ваш. У Йешайи не было ничего, кроме мечты – ни денег, ни связей, ни даже знания немецкого языка, и мечты оказалось достаточно для того, чтобы рискнуть уехать в Берлин за своей синей птицей. Целыми днями полировать гробы в мастерской, а вечерами участвовать в рабочей самодеятельности и учить язык? Мог, умел, практиковал. Большой мир не прогнется под маленького еврея, но и еврей так просто не даст себя сломать. Он рискнет и сломает себя сам – именно так, как ему нужно. Негоже быть, к примеру, Гамлету, кривоногим, - думает Йешайя (готовясь превратиться в европейского артиста Александра) и … ломает себе ноги. Он идет на рискованную операцию с вероятностью успеха 50/50 и, как вы понимаете, выигрывает.

4) Будьте открыты и не мешайте людям вам помогать. Все мы знаем, что в мире есть всякого рода нетерпимость, антисемитизм, классовая борьба, межнациональные «тёрки», обычные бытовые агрессия, хамство, черствость и равнодушие. Но есть и многое другое. Если вы любопытны и наблюдательны (см. п.2), искренни и тверды в своем стремлении к мечте и готовы делиться с людьми своими чаяниями, то у вас есть хорошие шансы получить помощь. Александру Гранаху бескорыстно помогали люди самых разных национальностей, вероисповеданий и политических убеждений. Представьте себе, что могут найтись (и нашлись в реальной жизни, книга-то автобиографическая, не забываем) немец, готовый бесплатно учить талантливого молодого рабочего-еврея немецкому языку и сценическому искусству, итальянский офицер, готовый помогать пленному солдату австро-венгерской армии и прусский барон, готовый профинансировать ту самую безумную операцию по выпрямлению ног из п.3.

5) Будьте гибкими и не теряйте чувства юмора. Мир будет испытывать вас на прочность самыми жестокими способами. Важно быть не только сильным, но и гибким. Александру Гранаху выпало пережить, наверное, все испытания, которые только могут выпасть на долю героя романа – крайнюю бедность, безработицу, потерю близких, еврейские погромы, Первую мировую войну (в качестве солдата и пленного), Гражданскую войну в России, Гитлера и Сталина (да, судьба забросила и в СССР тоже). Его секрет в том, что он не «переживал», а именно «проживал» каждый день своей жизни – принимал как данность то, чего изменить нельзя и всеми силами боролся за те изменения, которые возможны. Наверное, это и есть «активная жизненная позиция» и не путайте это с тем, что вы пишете в резюме. «Маленький человек» не может остановить жестокую и бессмысленную большую войну. Но он может заметить капеллана, благословляющего солдат противника так же, как благословляли его самого перед боем, и оценить молитвы, возносимые одному и тому же богу о победе и той и другой стороны как «действительно неловкую ситуацию», улыбнуться и продолжать жить свою жизнь.

6) Живите творчески и радуйтесь. Сейчас кто-то покрутит у виска и скажет, что невозможно нормальному человеку радоваться, когда кругом война, мрак и ужас. Что ж, вопрос мировосприятия, можно впасть в подобающие тоску и уныние. Но, честное слово, так бестселлер про вас не напишут. И я говорю не про богомерзкое «позитивное мышление», а про выход из черно-белого восприятия мира, разрешение себе дышать полной грудью, включение полного спектра эмоций. Помните еще одного талантливого выходца из низов, Максима Горького, много и ярко писавшего о «свинцовых мерзостях жизни»? Так вот Александр Гранах, прочитав его «Двадцать шесть и одну», сказал, что «Горький заронил в меня сладостную силу, которая вытеснила из моего воображения всех недоброжелателей» и решил для себя, что если один пекарь может стать писателем, то почему бы другому не стать актером? Чувствуете разницу: «свинцовая мерзость» и «сладостная сила»? Выбирайте, что вам ближе. И не забывайте, что именно эта самая сладостная сила творчества и помогала Гранаху на войне - благодаря ей в грубом капрале или вражеском офицере можно увидеть образцы для будущих театральных ролей, в лагере для военнопленных устроить театр, научиться готовить итальянские блюда и заучить итальянскую песенку, напевая которую можно будет пройти мимо патрулей после побега.



* * *

Обязательно ли строго следовать всем этим правилам, чтобы прожить яркую и насыщенную жизнь? Конечно, нет. Как говорила подруга Гранаха, коммунистка Гизела, «К-к-каждый должен делать то, что у него получается лучше всего». Никто не знает, как написать бестселлер лучше, чем его автор. Будьте авторами своей неповторимой жизни. Пишите жизнь как бестселлер

Машет лапкой readernumbertwo , Deny и dejne

Комментарии


У меня явно не получится жизнь-бестселлер)) С пунктом «не мешайте людям вам помогать». Мне обычно кажется, что желание помогать часто бывает желанием причинить добро ))


У тебя - интеллектуальный бестселлер!)

На самом деле для меня эта книга была интересной еще и в том плане, что она о человеке, максимально отличающемся от меня по характеру - экстравертном, энергичном, лёгким, оптимистичным и практически не склонном к рефлексии. Как ты понимаешь, терпеть такого человека можно только в книге )

И насчет "причинять добро" я сама полностью с тобой солидарна. Нужно самому иметь очень много сил и энергии, чтобы просить и принимать помощь, но отсекать навязываемое и не тащить потом всю жизнь бремя вины и ложной благодарности.


терпеть такого человека можно только в книге


Мне иногда кажется, что такой человек мог бы украсить мою жизнь. )) Правда, есть подозрение, что возле меня начинают рефлексировать даже те, кто раньше не тонул в этих водах. А так недолго до того, чтоб растерять энергичность, легкость, оптимистичность. 8)

Наверное, нужно вообще не быть склонным к тому, чтоб ощущать вину, чтоб помощь принимать. Или же так хотеть достичь определённой цели, чтоб заплатить чем-угодно.


Наверное, нужно вообще не быть склонным к тому, чтоб ощущать вину, чтоб помощь принимать. Или же так хотеть достичь определённой цели, чтоб заплатить чем-угодно.


Думаю, тут комплексная штука: и вина не должна мучить, и стремление к цели должно быть очень сильным и еще должно быть этакое детское ощущение "я хороший, меня все любят и все помогают", и, главное, никакой рефлексии!

А насчет "украсить жизнь" - это прямо опасная штука )


«украсить жизнь» - прямо опасная штука


Один мой друг говорил, что боль проходит, а лекарства остаются. Вот это что-то близкое. Кажется, что от украшений тоже не так легко избавиться. 8)


Будем оптимистами - боль проходит и начинается новая боль, и так до смерти.)
А подобные люди-украшения, как мне кажется, легко "теряются", это же типы с лёгким характером, к тому же, озадаченные своими целями, они легко сходятся с людьми и легко расходятся.)


Твой оптимизм может кому-то показаться пессимизмом. Но я то знаю, что это реализм ))

Да, люди-украшения — как раз топливо в вечном огне боли ))


А что, если написать свою жизнь как бестселлер?

Я думаю, каждый в мечтах пишет свою жизнь именно как бестселлер, а вот на практике всегда получается по другому, даже и у тех, чья жизнь становится чем-то вроде бестселлера:)


Вот, не уверена. Многие сознательно выбирают созерцательную, спокойную жизнь, которая никогда не "продастся".
Мне тут случилось прочитать книгу "Код бестселлера", там авторы описали определенные закономерности, которые делают книгу бестселлером, причем это работает, как на каких-нибудь "50 оттенках...", так и на книгах Франзена, к примеру. Одним из важных факторов являются именно активные деятельные герои, которые постоянно во что-то ввязываются (много было, например, про Лисбет), а другим - эмоциональные "горки" - сюжетные синусоиды, во время которых читателя "колбасит" вместе с героем.


Сознательно выбирают - верно, но я говорил про мечты. В мечтах почти всегда проглядывает что-то упрощенно попсовое. А вот люди, добившиеся самого шумного успеха, напротив, начинают мечтать о спокойной созерцательной жизни:) Но сознательно ее выбрать они, как правило, не в состоянии.

Код бестселлера, равно как и более сложный код любого широкого признания - тут много интересного. Но я думаю. что активных деятельных героев много, - куда больше, чем бестселлеров. А вот как создать именно Лисбет? Вот вопрос. Но если бы на него был простой ответ, то все стали бы Стигами Ларссонами:)


Ну, а, вот Кант разве мечтал о жизни-бестселлере?)

Но если бы на него был простой ответ, то все стали бы Стигами Ларссонами:)


А мне как раз и понравилось, что "Код..." - это не сборник сомнительных рецептов, как стать новым Ларссоном или, там, Роулинг, а именно анализ всего того общего, что есть в книгах-бестселлерах. В этом плане, как выяснилось, что яркая и активная девушка как героиня - это для бестселлера хорошо, вне зависимости от того, положительный ли это персонаж. Приводят в пример "Исчезнувшую", "Девушку в поезде" и ту же Лисбет. Для меня еще любопытным было то, что для всех этих героинь хэппи-энд в традиционном понимании невозможен.


Про Канта сказать не могу, подозреваю, что и нет материала, позволяющего помечтать о его мечтах:) Но когда такой материал есть (и я имею в виду не авторов бестселлеров), то очень часто этот мотив проглядывает: "сначала я мечтал о пустой славе, а потом...", ясно, что потом "он" понял, что Искусство важнее простой известности, рукоплесканий и т.д. Вот и получается - сначала мечты о бестселлере, а потом рабочие будни, формирующие и корректирующие (возможно) сознательные установки.

"яркая и активная девушка как героиня - это для бестселлера хорошо, вне зависимости от того, положительный ли это персонаж". Так ведь яркий персонаж - это всегда хорошо, независимо от пола:) "Девушку в поезде", кстати, не читал. Советуешь?


Вот и получается - сначала мечты о бестселлере, а потом рабочие будни, формирующие и корректирующие (возможно) сознательные установки.


Не уверена. Как мне кажется, многие талантливые люди хорошо осознавали свои ограничения, мешающие им "жить бестселлер", но (возможно) помогающие писать. Например, Кафка. Остались дневники и письма, из которых можно узнать и о его мечтах, в том числе. В итоге - прожил тихую жизнь чиновника, но написал много лонгселлеров )

ведь яркий персонаж - это всегда хорошо, независимо от пола:)


Безусловно. Просто авторы "Кода..." анализировали современные книги, именно в начале 21-го века стал актуальным активный женский персонаж, выпадающий из обычных ролей: невеста (возлюбленная героя), жена, мать и пр.

"Девушка в поезде" - очень любопытная штука, я её для себя выделила из ряда проходных детективов. Чтения тебе на пару вечеров (утр :) ), зато гарантированно родится философское эссе, вот просто зуб даю.)


Кафка, да, хороший пример. Действительно, его довольно трудно представить себе не только "автором бестселлера", но и о чем-то таком мечтающем. Пример Гоголя в этом смысле тоже любопытен. Но вот Гоголя, мечтающего о славе, представить себе довольно легко, а вот Гоголя "автора-бестселлеров" и тем более "живущего жизнь как бестселлер" - просто невозможно. Но тут тоже надо бы привести точные цитаты - как именно и о чем он мечтал, и как трансформировалась его позиция во времени (то есть когда он стал признанным писателем). Но сейчас сходу я этого сделать не могу.

Парадоксальным образом, один из самых активных женских персонажей - как раз "невеста", только не в литературе, а в в кино - "Убить Билла":) Кстати, Тарантино любопытным образом совмещает в себе образ и режиссера авторского кино и вполне попсового успеха. И все это вполне сознательно:) В литературе то же можно сказать о Дюма, хотя его и до сих пор с трудом воспринимают как "серьезного писателя".

"Девушку в поезде" прочитаю - хотя бы для того, чтобы написать философское эссе:)


один из самых активных женских персонажей - как раз "невеста", только не в литературе, а в в кино - "Убить Билла":)


И эта героиня Тарантино, кмк, отлично вписывается в тенденцию "новых женских образов". Танрантино умеет чувствовать этот самый "дух времени", потому, наверное, и успешен.

Меня тут даже чуть ли не ругали за пристрастие к "Девушке в поезде", но для меня она где-то на одной полочке с "Бриджет Джонс" в определенном смысле )
Очень буду ждать философское эссе.


ПОЗДРАВЛЯЮ! Можно разложиться на плесень и на липовый мёд на этом аккорде.


Я уже раскладываюсь по полной программе.)


воодушевляет!! спасибо!... «кто этот кто-то, кто измеряет величие жизни человека»... кому-то достаточно и одного муравьиного дела) .. столько мыслей, столько мыслей по этому поводу