Больше рецензий

8 февраля 2011 г. 09:49

183

5

Я обожаю истории афёр. А если книга написана о крупнейшей афёре столетия, да еще и самим аферистом, как тут устоять? Так уж случилось, что сначала я посмотрел экранизацию, отличнейший фильм с одноименным названием и Ричардом Гиром в главной роли. Кино замечательное, но книга гораздо гораздо лучше.
Писателю Клиффорду Ирвингу хорошо жилось на свете: большой дом, старенькая яхта, любящая жена и дети, и даже любовница. Работал он в уединенной студии, вдали от мирской суеты, в живописнейшем уголке Ибицы. Любой другой на его месте начал бы уже копить жирок, но Клиффорд был не таков. Незадолго до описываемых событий Клиффорд закончил биографию величайшего фальсификатора картин - Эльмира де Гори - подделки которого не могли отличить от оригинала ни лучшие эксперты, ни даже сами художники-авторы. И Клиффорд захотел повторить его подвиг на своем поле и рускнул всем что имел.
Он решил написать "автобиографию" самого асоциального богача, и самого богатого асоциала в мире, Говарда Хьюза (всем смотреть фильм "Авиатор"). Исходных данных было мало хоть плач: фрагмент записки Хьюза для образца подчерка, несколько фотографий, и предельно мало фактов о его биографии. Однако у издательства данных было не больше, а значит и обнаружить ошибку было некому. План операции Клиффорд позаимствовал у Наполеона - "Ввязаться в бой, а там посмотрим". Он подделал письмо от Хьюза, придумал историю встречи с ним, и, перекрестясь, позвонил сообщить "новость". К его же собственному удивление, там как будто только этого и ждали, и поверили ему безоговорочно.
Клиффорд и друг Ричард Саскинд взялись за работу со всей ответственностью. Они добывали крупицы фактов о Говарде Хьюзе из недр секретных архивов, из чужих издательств, даже из Пентагона. Казалось сама судьба помогала им в этом. Стоило исчерпать один источник, как по фантастическому совпадению появлялся новый. И все же кое-где данных не хватало, и тогда все "белые пятна" Клиффорд и Дик заполнили собственной фантазией. Они написали книгу в виде большого интервью, и на самом деле брали интервью друг у друга, поочередно вживаясь в роль Хьюза по методу Станиславского. Этот самозабвенный труд, хочешь не хочешь, вызывает восхищение. И хотя в этой истории нет ни перестрелок, ни погонь, приключений у двух писателей, балансирующих на острие ножа хватает с избытком.
В итоге книга была написана, и получилась превосходной. Читавшие ее, если и имели сомнения насчет ее подлиности, тут же начинали веровать в нее. Стиль речи Хьюза, путанность изложения, афоризмы, и оговорки, все выдавало настоящего Хьюза. Иллюзия была настолько мощной, что даже когда настоящий Хьюз прервал свое пятнадцатилетнее молчание, и позвонил в редакцию с опровержением, ему не поверили.
Однако, тайное всегда становится явным. Как ни старался Клиффорд тщательно заметать следы, его ложь, его подделки, его интрижки были раскрыты. Это не спойлер, если бы его не раскрыли, то и книги "Мистификация" бы не было. Последние главы книги просто пропитаны отчаянием человека, который не ведал что творил. Понимал, что рискует, но не заметил, что идет ва-банк. И теперь в одночасье на него обрушилась вся глыба ответственности. Со всех сторон допросы и скандалы, а он толком не спал и не ел уже не помнит сколько времени.

Книга потрясающе написана. Аж дух захватывает от приключений, хоть и знаешь концовку. Видя мастерство Клиффорда Ирвинга, я охотно верю что "Автобиография Говарда Хьюза" была гениальной. К сожалению, ее так и не опубликовали. 400 000 (ЧЕТЫРЕСТА ТАСЯЧ) уже напечатанных экземлляров пришлось просто сжечь. Лишь много лет спустя Клиффорд Ирвинг добился права опубликовать свою "Автобиографию ...". Но все равно ее трудно достать даже на английском. И все же я уверен, что скоро достану и прочитаю эту "эпическую" книгу (улыбка).