Больше рецензий

12 декабря 2017 г. 14:03

229

3 Вперед, к заре навстречу!... сломя голову и впадая в крайности

1.
В этом тексте, пронизанном - я бы сказала пронзенном, как стрелой - коммунистической идеологией, где рассуждения нередко звучат, как лозунги, если присмотреться, руководствуясь "золотым" правилом "за деревом видеть лес", то можно увидеть очень полезный практический совет для каждого.

Скромность (не путать со стеснительностью, робостью, отсутствием стремлений и целей) - это действительно идеал, как при наличии особых достоинств и достижений, так и при их отсутствии. Но скромность - не только высшая добродетель, но и признак здоровой самооценки, поскольку как к самоунижению, так и самовосхвалению человека толкает нездоровая самооценка. А здесь идеология не поможет. Тут нужна психологическая коррекция. Идеология может заставить человека прикидываться в угоду общепринятой концепции, но не принять внутренне. Но ведь автор говорит об именно искренней скромности и выступает против того, чтобы изображать из себя скромного на людях. Что выглядит немного наивно.

К тому же, любое благое намерение склонно впасть в крайность и перестать быть благим. Автор не раз перегибает палку в своих рассуждениях.

Общество, где насаждается идеология - это, как в семье с авторитарным стилем воспитания, где не принимают во внимание, что любые взгляды - относительны и ограниченны (это - философская истина) и, что в семье могут быть дети (ребенок), не разделяющие эти взгляды. И ИМЕЮТ НА ЭТО ПРАВО. Им надо дать на это право. Так воспитывают в мудрой семье. Как воспитывают в мудром государстве, я не знаю...

2.
Обязан ли человек быть коллективным созданием, или право имеет на уединение, личное пространство и частную жизнь? Коммунизм такого права не дает. Всё имеет свою крайность. И по закону жанра люди в них впадают.

Вся история человечества - это череда крайностей и примеров отсутствия меры: либо кумир, либо враг; либо пан, либо пропал; либо черное, либо белое... Коллективист не знает как, не хочет, или не может позволить себе личное пространство. Индивидуалист (да еще по совместительству интроверт, что является нормальным психологическим типом наравне с экстравертами, и ненормальным его хотят преподнести именно экстраверты (либо преподносят из-за неспособности понять своих антиподов)), он же - носитель интеллекта, несвойственного какому-нибудь народному коллективу, имеет много личного пространства и оторван от народа. Кто прав: коллектив или индивидуалист? Не спешите с ответом: истина - посередине. В той середине, которая называется золотой, и к которой каждый из нас должен сознательно стремиться.

Материальное, производством которого являются народные массы - дело важное, но самое ли главное на государственном уровне? С этого ли уровня надо воспитывать массы, поднимать их уровень развития и культуру? Самым главным были, есть и будут высокие духовные ценности. "А питаться Вы святым духом готовы?" - спросит, возможно, кто-то. Снова - крайность в мыслях и суждениях. Духовные ценности не отменяют материальных. Но высока ли цена цивилизации, которая возводит материальное в абсолют в ущерб духовному, подняв до государственного уровня? Ведь именно люди, увлеченные материальным накоплением нередко отвергают духовные ценности, притом непримиримо.

3.
В интервью одного из литературных переводчиков с китайского я вычитала о китайской литературе 20 века что-то вроде, что она потеряна для мировой, да и самой китайской литературы, именно по причине ярко выраженного идеологического характера. Данную книгу я потерянной не считаю хотя бы потому, что она заставляет задуматься об очень правильных вещах, которые касаются каждого из нас...