Больше рецензий

8 декабря 2017 г. 22:10

993

4

Симпатичное раннехристианское произведение, которое я бы посоветовала читать вкупе с произведением Иоанна Дамаскина "Три слова в защиту иконопочитания", так как в нём затрагивается важная тема назначения и символизма иконописи. Лейтмотив данного богословского трактата - иерархия ангельских чинов, от серафимов и до ангелов. Тема их изображений затрагивается побочно и является как бы материальным доказательством существования небесной иерархии. Если у Дамаскина иконы - это условные, символические изображения, за коими кроется трансцендентный мир божественного, то Ареопагит объясняет их необходимость неполноценностью человеческого познания. Тварному существу необходим некий эмпирический опыт, чтобы хоть как-то уяснить то, что недоступно чувственному познанию.
Мне нравится мистический, неоплатонический подход Дионисия Ареопагита; Бог - это некое совершенное Сущее, эманирующее по нисходящей лестнице духовных существ до человека. Конечным чином этой иерархии являются ангелы, играющие роль устроителей порядка и посредников между миром тварным и духовным. Теперь у меня появилось желание прочесть "О мистическом богословии" Ареопагита. Словом, пишет он занятно и возвышенно; я бы назвала это по-настоящему духовным чтением, если можно так выразиться.