Больше рецензий

29 ноября 2017 г. 12:53

2K

5

Книги Ника Каттера я нашел совсем недавно, вскапывая форумы в поисках грамотного sci-fi хоррора (книга по Dead Space не подарила мне того, что я искал, и в целом была ниже среднего качества), где и посоветовали Каттера (насколько мне известно, это псевдоним). Свою первую книгу от данного автора - "The Deep", - я прочел с очень большим превозмоганием, но я опишу это в рецензии позже. Из комментариев я прочел, что "Глубина" - это произведение, которое, хоть никто и не верил, смогло переплюнуть триумф автора ("Отряд"/The Troop). Я и подумал - "А почему бы не начать с топа от этого автора, раз такие дела?", - и оказался не прав.
Короче говоря, не понравилось мне читать Каттера. Благодаря его "Глубине", я даже не думал, что я вернусь к нему так скоро. Оказалось, что повествование и общая атмосферы книги, по-видимому, убедила мое подсознание, что эта книга не зашла, не было от нее эмоционального подъема какого-то, а автор сам пишет-то вообще хорошо, не хуже моего фаворита в нынешнем хорроре - Тима Каррэна, (этот мужик знает, как рассказывать хорошие хоррор-истории, поверьте на слово) да и в целом слог будто бы статнее, взрослее, что ли. И вот после прочтения монументальной (но тоже слабенькой) книги Джеффа Лонга я пробегаю глазами столь незначительную библиотеку книг на Google.Drive и мой взор снова падает на Каттера, я прямо чувствую, как сознание заставляет меня просто дать ему еще один шанс...

И вот я - сижу, дочитывая данную книгу, будучи в дороге домой в автобусе, и еле сдерживаю трясущиеся руки и бурю нахлынувших эмоций, честно. Сколько я всего перечитал (не смотрите на профиль, куда я не смог чисто физически перенести весь читательский опыт), пересмотрел из жанра хоррор, сколько бил себя в грудь в плане знатока данной культуры, но это произведение - настоящий, мать его, террор.
Да что тут говорить - меня даже сейчас трясет немного, а ведь я планировал поднять уровень объективности своих рецензий повыше, но в рецензии данной книги не смогу, и не уверен, что готов объяснить, почему все так.

На обложке написана восхваляющая цитата Стивена Кинга, но я пропускаю ее мимо глаз (я уже однажды так обманулся с Адамом Нэвиллом), так как, не смотря на мою любовь к прочитанным книгам Кинга, для меня это больше не показатель. Громкое высказывание, знаю, но иногда ты просто движешься дальше.
Данная история повествует о 52-ом отряде скаутов (патруль) из пяти ребятишек 14 лет - Кента (Большого К), Макса, Ньютона, Эфраима (Ифа) и Шелли, - под руководством скаутмастера Тима, который по совместительству работает доктором на канадском острове, где эти персонажи и живут. Данный патруль раз в год совершает свои трехдневные вылазки на соседний остров поменьше, где нет людей, но есть дикая природа и растения, благодаря которым парни повышают свой скаутский ранг и зарабатывают значки.
В одну из таких вылазок события разворачиваются крайне нежелательным образом - на их остров одной ночью приплывает моторная лодка с крайне неприятным человеком, внутри которого сидит отвратительный организм, принуждающий есть, питаться, поглощать все. И, к сожалению, этот человек видит почти погасший свет лампы в хижине скаутов.

Вспоминая фразу из предисловия (?) книги, где автор цитаты сравнивает ее со смесью "Повелителя мух" Голдинга и "28 дней спустя" Бойла, я не совсем уверен, что он читал The Troop. Поверьте, здесь можно углядеть параллели со многими вещами, начиная от "Ловца снов" Кинга и заканчивая даже "Нечто" Карпентера, также я заметил сильное влияние Майкла Шиа с его "Аутопсией", особенно в одной из сцен. Поначалу я даже подумал, что весь замес будет основан на "Штамме" Хогана и дель Торо, но как же (даже не представляете) хорошо, что я был не прав. В общем, не смотря на параллели из указанных произведений Голдинга и Бойла, тут другое - интереснее, темп медленный, все раскручивается с таким же отвратительным видом, как клубок главного виновника торжества в этой истории.
Если я назову фильм, который крайне красочно описывает подробности книги, то Вы сразу все поймете, поэтому прячу его под спойлером, но Вы все равно фильм поглядите обязательно:



Я постараюсь обойтись без дальнейших спойлеров в рецензии, но сама концепция основного гада в романе понятна будет с первых 20 страниц. И тут мы сталкиваемся с большой, на первый взгляд, проблемой книги - отсутствием эффекта "вау, вот это нежданчик!" в сюжетных поворотах. События в книге закономерны и в то же время ужасны своей беспринципностью.
Но впоследствии становится ясно, что автор и сам подкидывает разнообразные выписки из интервью с ответственными за события в романе, которые не только придают итак реалистичной истории еще больше реализма, но и в некоторых местах вызывают внутри такую агрессию, что аж до скрежета в зубах, или создают такой моральный эффект, что глаза на мокром месте становятся от осознания произошедшего/происходящего/предстоящего.
События основной сюжетной линии со скаутами быстротечны, происходят быстро и не дают прочувствовать научный аспект книги в полном объеме (кроме сцены с отсылкой к Шиа), скорее как пользовательское тестирование, а вот выписки из разговоров - другое дело: тут тебе и эксперименты, и мотивация (хотя опять все сводится к известной фразе Оппенгеймера "Now I am become death, the destroyer of worlds"). Если даже накладывать "обещания Каттера" из этих выписок на основное повествование романа, книга создает общий эффект постоянной угрозы, в результате чего судьба героев не ясна ровно до последней точки в данном романе, а этого эффекта в хорроре сложновато добиться.

В "Отряде" для меня осталось только одна значительная проблема (небольшой спойлер). Есть еще другой малый аспект - не очень важный, но обе проблемы связаны с главными героями книги, а именно мальчишками.

Видел, как многие люди жалуются на образы мальчиков, мол, будто они под копирку слизаны и клишированные - вот у нас один лидер, один храбрец, один хитрец, вот закомплексованный пухлик и задрот, а вот держите еще и слишком спокойного тихоню. И бытует мнение, что книгу не интересно читать, поскольку все "итак ясно", так как данные архетипы отрабатывают по стандартной схеме.
Для меня данная схема всегда нечто личное - в детстве я на лето уезжал на свой личный "моральный остров на дикую природу" в компанию таких же ребят, как и я, приезжавших из разных городов. У нас были свои друзья там, где мы жили, и мы со своими интересами и своими переживаниями, разными историями жизни, столкнувшихся в одном месте, на нашем острове, мирились с различиями друг друга и сосуществовали вместе, не смотря на физические и моральные качества.
Именно поэтому я делаю вывод, что у подобных комментаторов либо не было подобного в детстве, либо они были в коллективе девочек, так как поведение парней резко меняется с добавлением одного фактора - постоянно нарастающего давления. В данном случае, схема "кто круче" остается в начале повествования, но ведь это нормально для парней. В книге у героев нереально начинает ехать крыша, а проверка человеческих качеств (которые еще толком и не сформировались) проявляется абсолютно по-разному и не всегда положительно. Их защитная реакция на происходящее абсолютно соответствует возрасту, она настолько прекрасно описана Каттером, что понятна взрослому, ты невольно проецируешь на реальность и пропитываешься этими ужасами книги. А их там хватает и помимо основного врага мальчишек.

Честно говоря, независимо от того, насколько мне нравится, как описывает вот этот мальчишеский быт Стивен Кинг, я ответственно заявляю - Каттер для меня победил в этой книге с большим отрывом.
Да, я отдаю предпочтение коротким и крепким ужасам, согласен, что в данном произведении слабо реализуется глубокая схема взаимоотношений и переживаний ребят, поскольку на диалоги отведено мало времени, но почему-то у Каттера, в свою очередь, одновременно шикарно и лаконично удается показать связи парнишек и друг с другом, и с миром, и с их "вожатым" (это не совсем корректно в рамках скаутов), их общий взгляд на вещи! Он формирует личности парней прямо на глазах, обстоятельства и беды, через которые они проходят, лепят новые качества характера... И, если мы не видим развития личности на долгом промежутке времени, мы видим абсолютно неявные проявления в характерах - и это не сводится к банальным "твистам", присущим какому-нибудь тухленькому YA, аля "трусость храбрых", "храбрость трусливых".
Поэтому недостаток касательно образов персонажей для читателей - для меня загадка та еще. И опять же повторюсь, повествование Каттера - крайне взрослая и серьезная штука, переживаний и нытья подросткового Вы тут в жизни не увидите. Излишнего "взрослого" в характерах и диалогах мальчишек тоже не увидите, но я не уверен, что Вы захотите видеть, что происходит с 52-ым патрулем скаутов в целом.

Главной проблемой книги для меня является слишком явный упор автора на одном персонаже, отношение к которому Каттер лепит в читателе чуть ли не с самого начала книги. И касательно данного героя ты знаешь все наперед (хотя и много чего неожиданного ждет на пути формирования Вашей мысли).

Читать моменты, посвященные данной персоне, было отвратительно и мерзко, и это нормально - книга тоже мерзкая, начиная от истоков происходящего и заканчивая логичным концом, отвратительна на описания. Каттер вообще в этом хорош - он опишет все, что необходимо знать, для создания сцены и идеального погружения в нее читателя - запахи, ужас перед глазами персонажей, эмоции.

Автор также ужасным способом (чертовски профессионально, проникает в самый низ души читателя) меняет взгляд на жертвы среди героев разных произведений. Зачастую, смотря хорроры (если это не тупенькие слэшеры), мы сочувствуем персонажам, иногда даже волнуемся за их жизни, но в целом это воспринимается абсолютно иначе, чем в той же драме, т.е. для любителей "ужастиков", зачастую смерть отряда на войне драматичнее, чем смерть половины общаги от какого-то нёха.
Иногда это все подстроено самими создателями - мы сидим и гогочем, мол, "он сам виноват, что он туда поперся?" или "ну тупы-ы-ы-е-е-е". Но произведения ужасов, связанные с поджанром, к которому относится данная книга, действуют иначе - ощущение неизбежной гибели, непонимание происходящего, гаснущий свет надежды в словах и поступках. Читать это все тяжело, а в конце книги становится вообще на грани невозможного. Некоторые описания переживаний героев ставят твою любовь к хоррорам вообще на полочку и гасит свет.

И я, пожалуй, прислушаюсь к своим ощущениям после книги, как прислушался к ним, когда обратил взгляд на Каттера снова, и отставлю хорроры на полочку подальше.
После данной книги я испытываю только одно положительное чувство - я нашел для себя хоррор, которому готов поставить 5 звездочек, 10/10, даже не смотря на россыпь мелких недостатков. Я зарекся не ставить 4 звезды ужастикам, поскольку это не просто "развлекательное" чтиво, но зачастую ты серьезно не воспринимаешь происходящее. Тут реализм смешан с неявным посылом автора между строк, от которого становится тошно так сильно, что даже от самых противных описаний в книге так тошно не становится.

Данная книга как какая-то заветная мечта - к которой ты идешь-идешь, в моем случае ищешь-ищешь, а затем вот, все - ты дошел.
И дальше после краткого мига удовлетворения, с эмоциями, которые перекрывают тебе кислород, после прочтения, ничего - пустота...

Прямо как на том канадском острове. r50-green.png

Комментарии


Отличная рецензия, книга весьма заинтересовала, раньше не слышал о этом писателе.


Спасибо за похвалу, рад, что на основании рецензии Вы заинтересовались и книгой, и писателем. Честно говоря, я читал у него две книги, одна из которых мне не очень зашла - The Deep. Я на нее так и не написал, к сожалению, рецензию. То есть для меня автор был крайне спорным чисто для себя, и я рад, что второй шанс показал мне, что у него есть шикарные вещи для себя, как "Отряд".