Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

25 ноября 2017 г. 12:12

514

4.5 Оставленный багаж

Наверное, общий вопрос, который задают себе все, кто прочитал эту пьесу или посмотрел по ней спектакль - Хотелось ли вам начать свою жизнь с чистого листа, зачеркнув всё прожитое и всех, кто в ней занимал свое место?
Верю, что большинству из нас не хотелось.
А вот герой Ануя оказался в такой ситуации, что ему легче закрыть, забыть своё прошлое, чем в него вернуться. Война зачеркнула в нем безответственного шалопая, негодяя и подлеца. Он изменился, и готов жить иначе, а "любящие" родственники видят в нем прежнего Жака, и обременяют его былыми подлостями, проступками и даже преступлениями.
С одной стороны, его абсолютно жаль. Кому понравится вспоминать о себе, не как о герое, а как об отвратительном типе, никого не любившем? А с другой, тот конец, который предлагает ему автор, то избавление, которое ему преподносится... Разве он не противоречит идее ответственности за свои поступки, деятельного, сознательного искупления своих прошлых прегрешений? Получается, что можно натворить сколь угодно гадости в жизни, а потом вот так переродиться, забыть прошлое, и продолжить с чистого листа? Понятно, что это много легче, чем исправлять содеянное, менять сложившееся о себе представление, искоренять предубеждение... Но это так по-детски. Закрыл лицо руками - и спрятался от проблем.
Словом, и этим своим выбором герой подтверждает - Жак так и остался безответственным инфантилом. Он мечтает "быть хорошим", и выбирает самый простой для этого выход. Он просто забывает свой "багаж" в том доме, который стал ему чужим. А что было бы с ним, если б этого дяди Мэндесли не было среди претендентов на родственника? И кто взрослее, Гастон, который не хочет быть Жаком, или мальчик, потерявший семью?
В общем, сама история воспринимается амбивалентно. От безусловного сочувствия до печального негодования. И в этом, наверное, её сила. Которая особенно впечатляет, когда понимаешь, что эту пьесу написал совсем еще молодой автор, куда младше своего героя годами, но и куда мудрее...
А вот драматургически она весьма хороша. Напряжение нарастает постепенно, и читатель/зритель до конца не уверен, действительно ли герой ничего не помнит, или просто не хочет помнить, сможет ли он принять себя, и не закончится ли такое принятие трагедией, насколько правдивы с ним члены семьи Рено, и не сваливают ли они на него все былые грехи и проблемы скопом, просто потому, что он не в состоянии от них откреститься... Все эти вопросы поддерживают интерес к происходящему до последних страниц, и вызывают чувство, что висящее ружье вот-вот выстрелит. Именно этим и хороша драматургия. Особенно хорошая, конечно.
Словом, читайте, смотрите в театре, размышляйте. Прекрасная пьеса.

Книга прочитана в рамках игры ТТТ. 2017, Тур третий - по совету lyuda_radon на тему - "Что-то прекрасное из драматургии, что я, по нелепой случайности, еще не прочла (без фэнтези, контркультуры и фантастики, пожалуйста)... :)"
Люда, спасибо тебе большое - это было замечательно. Поняла, что надо собрать себя в кучу, и прочитать всего переведенного Ануя. А то у меня с ним какое-то кусочное знакомство.

Комментарии


Ура, очень рада что попала с пьесой, да еще и сподвигла на дальнейшее знакомство. Сама правда никак не доберусь продолжить( Нужно в классиках как-то сделать тему драматургия)


Драматургия уже была просто. Я для этой темы использую пятый ход. :)))