Больше рецензий

NinaKoshka21

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 ноября 2017 г. 18:31

1K

4 Даже привидения утром исчезают.

Ведь даже ночной мотылек, бедное насекомое, ищет при наступлении дня тихий уголок, расплывается там, больше всего желая исчезнуть и страдая оттого, что это непостижимо.


Что же такое этот Замок на самом деле? Мираж? Иллюзия высшего мира? Сон во сне? Зеркало в зеркале? Перезарядка программы? Или просто бюрократический сегмент общества? (как скучно звучит).
И что же все-таки происходит в этом Замке, который нам показывают мелкими фрагментами, с накрученной тайной, а, может быть ,и не тайной вовсе, а ослепительной правдой, былью, а кривда все же прогуливается где-то недалеко, усмехается ядовитым изгибом твердокаменных губ, и косит направо, нет, сначала налево, замечая неправильность в течение событий.

Никто не ждал некоего землемера К. Даже имени у него в романе не имеется. Просто К. Приехал работать в Замок землемером. Зачем? Почему? Кому он нужен? Не знает никто, а что если порыться в кипе бумаг да найти зачем же он здесь. Ведь зачем-то он появился. Не сам же по себе, а по приглашению.
Но приглашения нет. И работы нет. А вдруг все же найдется работа, хоть какая на худой конец. Нет, все же нужно предписание, но кто его найдет? Так, а если обойтись без Замка, устроиться, на худой конец, в Деревне. Нет, только в Замке решается все. Только там.

Хронический читатель Франца Кафки даже глазом не моргнет. Он примет как должное все разноплановые раскладки про Замок, его представителей, которые старательно прячутся и подсматривают за всеми в замочную скважину. А через нее жизнь окрестная кажется слишком малой, узкой, уродливо-вытянутой, едко-изогнутой. Но ведь она такая и есть. А какой еще может быть жизнь? Беспросветной.
Видеть немного, домысливая, выгоднее, чем не видеть и не иметь возможности домысливать. Домысел - это мерило и стержень нашей жизни.

Установлено, что кто-нибудь один осуществляет главную компетентность, а многие другие компетентны в деталях, пусть даже в меньшей степени.
Разве в самой малой компетентности не таится вся компетентность?


Всю книгу параллельно со мной жило притаившееся ожидание.
Ждала, что все происходящее в Замке и окрест – это Ловушка. Огромная, ехидная ловушка, что вдруг, наконец, не выдержит серьезной мины , рассмеется все же землемер К. или Кламм, или Фрида, или Варнава.
Ну, кто-нибудь и расскажет всю правду обо всем. Куда там? Правда - в книге. Извольте-с!

Это как почувствовать вкус тумана во рту, не узнать его и выплюнуть.
А еще можно откусить голову землемеру К . и тоже выплюнуть.

А чего? Он же лишний. Полез туда, куда землемеры не ходят. В святую святых – канцелярию. И он в отчаянии от своей беззащитности.
Точнее говоря, он в отчаянии, но еще точнее – он крайне счастлив.
Нет, все же он еще не потонул в самой глубине сна, но уже погружался в нее. Никому теперь не вырвать его оттуда.

И у него появилась ощущение, что будто победа уже одержана, и вот собралась компания отпраздновать её, и не то он сам, не то кто-то другой поднял бокал шампанского за его победу. И для того, чтобы все знали, о чем идет речь, и борьба, и победа повторились вновь, а может быть, и не повторились, а только сейчас происходят, а победу стали праздновать заранее и продолжают праздновать, потому- то исход счастью, уже предрешен.


И конца нет. Сбежал автор. Но наша потаенная жизнь спасет нас, и зеркала, отражающие друг друга, добавят реальности, или мы из временного пространства перескочим в пространственное время. Куда прикажете?

Мне больше нравится встреча образа и голоса.
Встреча своей левой и правой стороны.
Я хочу воссоединения своих разрозненных чувств, ощущений, потоков сознания, я их хочу собрать где-нибудь у себя.
Они же все прячутся в Замке. Разбежались. Соберу ли я их. Вот вопрос.
Да, чудодейственная картина получилась….

Комментарии


Нина, совершенно прелестная рецензия!
Знаете, иногда читая ваши рецензии на те книги, что читал я и на которые я писал рецензии, чувствую эстетический стыд, ибо после ваших рецензий хочется удалить свои.

а, может быть ,и не тайной вовсе, а ослепительной правдой, былью, а кривда все же прогуливается где-то недалеко, усмехается ядовитым изгибом твердокаменных губ, и косит направо, нет, сначала налево, замечая неправильность в течение событий.

Дивные, густые мазки мысли ! Кржижановский, его капелька тут чувствуется, и как славно!

Огромная, ехидная ловушка, что вдруг, наконец, не выдержит серьезной мины , рассмеется все же землемер К. или Кламм, или Фрида, или Варнава.

Вот умеете вы такую прелесть подметить) Тоже была такая мысль.

За последние строчки рецензии отдельное спасибо, Нина. Это гурманство для мысли.
А, знаете в чём тайный ужас Замка? Помните "Соглядатая" Набокова? А? Сойдутся ли все голоса? На ком сойдутся?


Саша, спасибо за комментарий. Мне всегда важно ваше мнение. Признаюсь, Кафку я начала читать ПОСЛЕ ваших рецензий. Вот так.
Мне стало страшно. В чем же тайный ужас Замка. Вы сумели разгадать то, отчего убежал автор, поняв, куда тянутся нити, да?
И на ком сойдутся все голоса. Только не говорите, пожалуйста, что на всех нас, на каждого читателя Замка. А ведь паутина мощная.


Вы серьёзно? Я думал с Кафкой вы знакомы были и раньше...
Каждый разгадал эту тайну по своему, и на каждом, пусть и косвенно, погладив лицо и сердце, мерцнули эти нити паутины, но самая главная тайна не в этом.
Тссс!!


Ну, что ж, тайна на то она и тайна, чтобы оставаться тайной и тайнами обрастать. Тссс!!!! палец на губах.


Тссс!!!! палец на губах.

На чьих?)


Все авторы, не закончившие свои произведения, имеют право на тайну. Потому домысливать мы можем только в глубинах своего Я.
Потому палец на губах. Так заманчивее.
Мое мнение.


Я отреагировал на Ваши слова "никто не ждал".

Кто ждет нашего появления на свет вообще? Нет, я не о постфакте зачатия. С последующей реализацией начатого. Чуть шире: странничество, случайность появления - из одной кулисы быстро-быстро пробегаем по сцене жизни за другую кулисы - вот и вся жизнь, все ожидания и достижения.

Замок можно интерпретировать, конечно же, как угодно. Как весь этот белый свет, Божий свет, подлунный мир, - да как угодно, согласитесь. Где никто никого не ждет по причине малой вероятности события=факта появления на свет. И так же равнодушен к происходящему внутри тебя, как равнодушны звезды и Вселенная к факту обитания на какой-то планете каких-то мыслящих муравьев. В форме двуногих приматов.

"Просто" огромность сцены-мира потрясают размером, и испытываемое потрясение и есть источник миллиарда интерпретаций "означаемого" и "означающего". Когда знак=символ прекращается в самостоятельный феномен для рефлексии по поводу как факта существования "знака", так и по поводу "происходящего" внутри этого знака. Знаете, ситуация чем-то похожа на разговоры-пересуды прислуги по поводу "барской жизни".

Холод равнодушия. "Холод" - эпитет взаимоотношений всех и всего. А потому (извините за мысль, пришедшую буквально в этот момент) участь живущих - согревать теплом друг друга, как это по-моему, в смысле в моих отзывах в "чеховском цикле", как назвала мой друг несколько отзывов на чеховские повести и рассказы. Ну там, например, "Дама с собачкой", или там ещё что-то.

Равнодушие - а с чего бы камню быть заинтересованным, верно же? Не справляясь с неравенством положений - человек и Вселенная - нам остается только ... иронизировать над собой. Как Кафка, в "Замке".


нам остается только ... иронизировать над собой. Как Кафка, в "Замке".

И согласна, и нет.
Иронизировать над собой - это мощный защитный щит, поддаваться порабощению чужого мнения - гибель. И, наверное, слова о том, что никто никого не ждем, главный лейтмотив не только произведения, но и нашей жизни.