Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

11 ноября 2017 г. 04:49

245

3.5 О По и Гоголе

Эдгар Аллан По ≈ Гоголь. Разумеется, Николай Васильевич единственный и неповторимый, но всё равно напрашивается сравнение.
► Жили и творили примерно в одно и то же время. Например, Гоголь написал "Арабески" в 1835 году; По написал "Tales of Grotesque and Arabesque" в 1840-м. Даже названия сборников схожи.
► Оба писали много страшных, как сейчас бы сказали, хоррор-стори. И зачастую на похожие темы. Сравните: Панночка у Гоголя ("Вий") и Лигейя у По - воскресающие мертвецы-красавицы. "Майская ночь, или Утопленница" Гоголя и "Тайна Мари Роже" По - и там, и там мертвячка в воде.
И т.д., и т.д., примеров можно найти много. Много набирается и различий, но потому я и не поставил знак =, а знак "примерно равно".
► Оба свои ужасные и тёмные истории сочетали (иногда даже в рамках одного и того же произведения) с юмором. У По он выражается в прямой и явной сатире. В "Чёрте на колокольне" высмеивается бюргерская педантичность и ordnung (любимый гоголевский чёрт присутствует и у По). В "Разговоре с мумией" По, словами мумии, вовсю полощет тогдашнее "демократическое" американское общество. В рассказе "Литературная жизнь Какваса Тама, эсквайра" автор в пух и прах сатирически разбивает журналистику.
Гоголевский юмор иной, но в целом меня поражает соседство ужаса и смеха - северный и южный полюса человеческих эмоций, соединение несоединяемого - у обоих писателей.
► Личная жизнь, отношение к женщине, обуревавшие обоих демоны - здесь тоже есть сходства.

Было бы хитростью не упомянуть об отличиях в творчестве. Например, Гоголь не писал детективных историй, какие писал (а считается, что даже основоположил) По. Культовая повесть "Убийство на улице Морг" и её сиквел "Тайна Мари Роже" подарили литературе сыщика Дюпина, ставшего прообразом Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро. Также Гоголь не писал приключенческо-мистических историй, наподобие "Рукопись, найденная в бутылке" или "Низвержение в Мальстрём" с их корабельной атмосферой и романтикой моря. Нет у Гоголя и криптографии, которая заставляет читателя разгадывать ребусы в рассказе "Золотой жук".

53‡‡†305))6*;4826)4‡.)4‡);806*;48†8¶
60))85;1‡(;:‡*8†83(88)5*†;46(;88*96*
?;8)*‡(;485);5*†2:*‡(;4956*2(5*—4)8¶
8*;4069285);)6†8)4‡‡;1(‡9;48081;8:8‡
1;48†85;4)485†528806*81(‡9;48;(88;4(
‡?34;48)4‡;161;:188;‡?;

Стиль письма у По, правда, тяжел, но в хорошем переводе удобоварим (при первом знакомстве я читал По в оригинале, и это был ад!)
Из университета я вынес образ Э.А.По-мистификатора-фантаста, автора страшных рассказов и мрачных поэм, типа "Ворон". Иные грани его творчества, описанные выше, - открытие для меня! И ещё 2 его книги на моей полке мне даны для новых открытий!
картинка blackeyed
[С трудом, но я удержался от дешевых каламбуров по поводу фамилии писателя! Ну знаете, что-то вроде "я буду скучать по По" и тому подобное]

Комментарии


Знаете, а мне интересно, почему именно этот жанр был выбран и тем, и другим? Интересно, читали ли они друг друга?


Сомневаюсь, что читали друг друга.
Духовные братья, наверное, были) Сложный вопрос - почему именно такие жанры, литературоведом надо быть)


Думаю, скорее психологами и душеведами.
Леш, Вы знаете, удивительная вещь: писатели под разными личинами пишут только о себе. Не буду раскрывать всего, но готовя отзыв на "Женщину в песках" я обнаружил поразительную вещь, подтверждающее это предположение.


О себе и из себя.


А для кого по большому счету?