Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 ноября 2017 г. 00:31

2K

5 Не совсем биография нового мессии

Название "Моя жизнь, мои достижения" мгновенно настраивает на автобиографический (может даже мемуаристический) лад. Однако уже главы с третьей понимаешь, что "Моей жизни" в данном труде, по-факту, и нет, вернее, она есть, но строго в представлении Генри Форда - его достижения и его работа и есть его жизнь. В итоге данная работа превращается в учебник по инновационному менеджменту (разумеется, с учетом реалий начала ХХ века), но никак не в мемуары относительно его беззаботного детства, рабочей юности или опытной зрелости.
Чего мы не встретим в этой книге?
1. Мы не встретим биографии Форда. Лишь в самом начале, мельком, Форд упомянет о своем детстве и юности, и то, только в контексте его страсти - автомобилей. Биографической части в этой книге просто нет;
2. Мы не встретим четкой хронологии. Ведомый раскрываемой темой, Форд носится по временной шкале очень легко, поэтому догадаться, о каком времени идет речь - о 1904-м году или 1916-м можно будет только по описанию технологической части производственного процесса или исторических реалий, данный процесс обуславливающих;
3. Мы не встретим советов "Как стать богатым" или "Как стать успешным". Богатство и успех Форда (и здесь он верен классической политической экономии) есть лишь побочные продукты его деятельности - производства. Тот, кто хочет стать богатым сам по себе, никогда им не станет - точно также как тепло от работающего двигателя никогда не есть самоцель работы двигателя, а составляет его побочный продукт. Только работа двигателя, бесперебойная, правильная, обеспечит и тепло, вырабатываемое двигателем. Думать о том, что надо наоборот - непростительная наивность.
Что мы встретим в книге?
1. Доскональное описание технологического процесса, доходящее до крайней степени педантичности (особенно это касается всех модернизационных аспектов). Форд наслаждается тем, что делает, поэтому описанию своих детей (в книге упоминается только его сын, и то, в рабочем контексте. Жена не упоминается вообще) Форд предпочтет описание процесса усовершенствования производства или формирования новой, более совершенной организационной структуры;
2. Много цифр. Больше, чем возможно для обычной биографии. И это не "миллион тонн чугуна" - это "уменьшение времени на производство детали А на 7,53% привело к увеличению производственной мощности на 8,45%, что в автомобилях равно столько-то, и привело к увеличению прибыли на 5,75%". Многих, кстати, именно эта конкретность Форда чрезвычайно раздражает;
3. Мессианство Форда. И здесь не случайно Олдос Хаксли высмеивал Форда в своем "Дивном новом мире" - Форд, вне всякого сомнения, как любой крупный деятель изменивший мир имел мессианские наклонности. Он считал (небезосновательно, кстати), что изобрел новый способ организации жизни, основанный на принципах эффективности. Неслучайно в его работе доля рассуждения посвящена нужно ли кормить голодных или давать кров бездомным (ответ Форда - нет, не нужно. Нужно дать им работу, чтоб они заработали себе на кров и на еду, но не давать им ничего даром - этим мы только увеличим количество бездомных и голодных). Чем иначе объяснить его желание строить Школы-Форда, Больницы-Форда, брать на работу инвалидов, и та огромная мыслительная деятельность, которую он проделывал в этом направлении? Успехи Форда-социального реформатора были настолько очевидны, что с его мессианскими идеями мирились даже в СССР (несмотря на весь откровенно капиталистическо-эксплуатационный характер предприятий Форда);
4. Популярное изложение любого более-менее продвинутого учебника менеджмента и экономики для широких народных масс с гигантским количеством примеров и подкрепленных реальными делами Форда. Пример стоит больше чем 1000 теоретических выкладок, и Форд, зная это, активно использует данный прием;
5. Портрет эпохи глазами пророка, а не глазами его последователей. Идея с повышение эффективности купленной им железной дороги, и отказ государственной комиссии утвердить новые. многократно пониженные тарифы для перевозки пассажиров и грузов - доставляет ему почти физическую боль. Так столь любимая им эффективность отступает перед реалиями этого мира, который хоть и не был готов к появлению пророка-Форда, но после него никогда не станет прежним.
Что есть для нас Форд сейчас? Форд - мессия, провидец, пророк, который не просто обещал царствие небесное на земле но, что почти невероятно, сумел его частично построить. И пусть царствие небесное Форда представляло собой завод с конвейером, а на троне сидела абстрактная эффективность, а не Бог-Отец, его царство оказалось куда более реальнее и достижимее, чем любая религиозная доктрина. В чем же секрет этого? Только ли в эффективности, в энергичности Форда, во времени, когда он действовал? Нет, корневая причина, и здесь я уверен, в невероятных гуманистических принципах, заложенных в основу его предприятия, в отношении к людям не как к скоту, который нужен только для зарабатывания денег, а как к самому ценному капиталу в его организации - даже ценнее чем столь любимые им машины.