Больше рецензий

6 ноября 2017 г. 20:13

212

4

Сборник неплохой, читается легко, но от книги, посвящённой быту, ждёшь чего-то более приземлённого. Сделаю скидку на год издания и поставлю 4+.

B. М. Смирин
Римская «familia» и представления римлян о собственности
Кусок мертвечины, а не статья. Идеальное соответствие формы и содержания. Язык - иссохший научный канцелярит в терминальной стадии. Содержание - юридическое, с упором на право владения. Dominium, posessio, mancipium... Я от такого засыпаю X(
Автор тоскливо рассказал даже о том как со временем менялось понятие mater familiae.
Я бы эту статью куда-нибудь поглубже в середину зарыла, чтобы не отпугивать читателей.

Я. Ю. Межерицкий
Iners otium
Про отношение римлян к досугу. Точнее, сенаторов к пренебрежению активной политической жизнью во времена империи. Большая часть статьи - о Тразее Пете и о том был ли он привержен этому самому otio.

Б. С. Ляпустин
Женщины в ремесленных мастерских Помпей
Статья, ради которой я читала эту книгу. Лет пять назад она показалась мне больше и содержательней, но неважно - и сейчас неплоха. Статья не совсем соответствует названию. Она, в основном, о пряхах и о том, как и почему изменялось отношение к женщинам, прядущим шерсть. От Лукреции (идеал матроны) до прях-ремесленниц, самой презираемой из профессий. Причину этого презрения автор видит в том, что профессиональные пряхи, жившие и работавшие с мужчинами-ткачами и не бывшие идеалом целомудрия, воспринимались как надругательство над староримским идеалом женщины. Ну, и ещё парочка причин, но эта автором выделяется.

Ю. Г. Чернышов
Мореплавание в античных утопиях
Мореплаванье в утопиях, да. Понравилось. Об отношении к мореплаванью в легендах о "золотом веке" (мореплаванье=зло) и "островах блаженных" (мореплаванье безразлично - иначе как бы до этих островов добираться?). Никаких оригинальных выводов автор не делает, но сама тема любопытная.

C. А. Ошеров
Крестьянский быт в поэме «Moretum»
Маленькая поэмка о завтраке крестьянина. Перевод прилагается.
Статья не столько о крестьянском быте в поэме, сколько сравнение "Moretum" с другими римскими произведениями, в которых этот быт идеализировался. Тоже годная вещица. Даже кулинарный рецепт есть, верней, целых два.

Ю. М. Каган
О латинских словах, обозначающих одежду
Есть любопытные наблюдения, но статья не понравилась. Слишком рыхлая. Слишком культорологическая: "символы", "понятийные поля", тра-ля-ля. Огромное число банальностей. Для статьи про одежду слишком мало источников - десяток самых популярных латинских авторов и словарь. А статье про лексику не хватает этимологии.
Ещё я не понимаю нездорового пристрастия учёных-античников к цитатам из русских классиков. Пушкин - наше всё, но ему не место в книге про античность, он ещё не родился. Или вот: "Эта элегия Тибулла интересна нам ещё и тем, что на неё отозвался Мандельштам." Что уж там, поэмы Гомера интересны нам ещё и тем, что на них отозвались создатели игры Titan Quest...

Г. С. Кнабе
Категория престижности в жизни Древнего Рима
Кнабе хорош. Один из немногих культурологов, умеющих строить свои воздушные замки близко к земле. Пишет ясно, не отклоняясь от темы, с большим количеством примеров, умеет увидеть любую тему, даже такую скучную, под неожиданным углом и находить что-то новое. Каким-то образом умудряется использовать кучу эпитетов, штуки по три на персонажа, и не вызывать отторжения.
Статья про сосуществование двух типов престижности во времена империи: староримской, полисной, с нравами предков и новомодной, городской, с любовью ко всему эллинистическому и показной роскошью.

И. С. Свенцицкая
К проблеме «Греческого возрождения» в полисах II в. (культурные рецепции в идеологии и в повседневной жизни)
Для меня - необычная тема. Жизнь Греции и других восточных провинций во II в н.э. и то, какое культурное влияние оказывали на них римляне. Хорошо, но мало. Меня заинтересовало не столько греческое "Возрождение", сколько именно влияние римлян - на досуг, архитектуру и положение женщины (в таком порядке у автора).
Вот эту бы статью да развернуть в полноценную книгу!

Ю. Б. Устинова
Частные культовые сообщества у греков (Аттика VI—IV вв. до н. э.)
...Испуганно жмётся к стенке единственная статья про классических греков.
Тема её мне совершенно безразлична. Оргеоны какие-то, фиасы... Зато очень понравился динамичный и напористый стиль автора. Я получила от чтения эстетическое удовольствие.

А. В. Михайлов
Идеал античности и изменчивость культуры. Рубеж XVIII—XIX вв.
Прослушала половину и бросила. Зачем это напечатали в сборнике про античность? Не люблю, когда античность выставляют мертвецом, упырём, который хватает за ноги живых и пытается утащить их в могилу. Свои произведения греческие и римские авторы создавали не как эталон и идеал, и если последующие поколения их так воспринимали - это комплексы и проблемы последующих поколений. Так же можно поспорить с тем, что, мол, до XVIII в. люди всё ещё существовали в античности, но потом жизнь победила мертвечину и античность наконец-то была похоронена (формулировка моя, но близко). Как бы это ни было автору неприятно, но античность - база европейской цивилизации. Никуда она не денется. Похоронить их можно только вместе.