Больше рецензий

sinbad7

Эксперт

Иксперт Лайвлиба

31 октября 2017 г. 08:47

3K

4 Во хмелю слегка

Почему Черкасов назвал свою книгу "Хмель" становится понятно не сразу. Окунаешься в атмосферу раскольничего быта с его суровыми правилами, языком таким... "такоже", "оглаголать", "втапоры"(не сразу понял что это означает "тогда") и пошло-поехало "анчихристыеретикиСАТАААНОООО!!!! Под сосало бей едрит твою в кандибобер!". Мракобесие и джаз, как говорит товарищ Шклярский. Предчувствие Апокалипсиса, изуверские обряды, пытки, убийства, сожжение на костре матери с ребенком за то, что родила шестипалого...Декабрист Лопырев, непонятно как затесавшийся в эту общину... Черкасов ставит задачу под стать "Войне и миру" Толстого, не зря в трилогии такие практически прямые отсылки туда - вместо дуба - черный тополь, небо Аустерлица опять же. Но вся эта символика не столь органична, выглядит немного искусственно, немного выпячивает ее автор, вроде как сомневается в способности читателя увидеть и понять.
Так вот про хмель, сейчас не знаю, а раньше у соседки рос хмель, она его выращивала для изготовления домашних дрожжей, бралась такая здоровая жердина, метра три, под нее она сеяла хмель и к концу лета она была сплошь увита зелеными стеблями и листьями. А в моем огороде хмель остался от прежних хозяев и поразил он меня своей дикой жизнеспособностью, сколько я его не вырывал по весне и по лету... за 10 лет мне не удалось от него избавиться, только еще одно растение меня поражает такой же жизнестойкостью - это хрен, если оставить в земле хоть один кусочек корня, он прорастет и разрастется. Хмель отличается довольно пышным видом, но, если разобраться, он состоит из длинного крепкого стебля и на этом стебле не так уж много листьев и завязей, пышность хмелю дает большое количество стеблей.
Так и в книге, главы названы завязями, каждая завязь отдельный рассказ из жизни сибирского народа, от простых крестьян до главы общины Филарета. На чем же вьется хмель в романе, на какой опоре? Опора романа - судьба Ефимии Юсковой прожившей долгую жизнь, такую долгую, что она видела Росиию от Наполеона до Гитлера, причем всё, как любят сейчас говорить, основано на реальных событиях. В 1941 году Черкасов получил письмо от этой вот самой Ефимии, встретился с ней и сделал ее судьбу стержнем романа "Хмель", Ефимия стала символом стремления русского народа к свободе от уз крепостничества, религии (хотя сама Ефимия была глубоко верующей, она считала, что в святых книгах написанных людьми нет правды и истинной веры, может и от бога в них мало) Для советской власти книга очень полезная и нужная: настолько велик в ней антирелигиозный заряд, сейчас вполне могли бы ее запретить, но раз уж речь идет о раскольниках, то есть о неофициальной церкви, то может пусть будет...
Жизнь в общине тяжелая и безысходная, но она идет несмотря на все мытарства, бедные беднеют и мрут, богатые богатеют и тоже мрут, декабрист Лопырев подавал вначале большие надежды, но тоже был зарезан. В общем Д.Мартин не первый такой. Черкасов не держится за героев, они появляются расцветают и мрут на наших глазах. Их роль в общем-то понятна: дать нам представление о невыносимо тяжелой жизни в общине, Сибири, в России, при царе, куда не кинь - везде клин, никуда не деться от кандалов да жандармов, выживают не самые лучшие, а те, кто лучше приспособлен к жизни.
Главный вопрос книги задает Дарьюшка Юскова, сумасшедшая от любви, говорящая сатрапам в лицо такую правду, которую кроме нее никто в здравом уме не скажет, в символичном разговоре с капитаном батюшкиного корабля "Россия" Гривой. "Куда идет Россия?". Вопрос уровня "Кто виноват?" и "Что делать?" Капитан увиливает от ответа.
Из этого хмеля, как на дрожжах, взошла, поднялась опара народного гнева и революция смела былой уклад. Здесь мы заканчиваем первый роман "Хмель" и переходим к "Коню рыжему", на который были намеки еще в "Хмеле", этот конь - один из коней Апокалипсиса

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Это символ гражданской войны, когда сын пошел на отца и брат на брата. Стержнем романа является судьба казака Ноя Лебедя (потомка самого легендарного Ермака), которого прозвали "Конем рыжим" за его немеряную силу и цвет волос. Лебедь помотался от красных к белым и обратно, в общем, такой сибирский вестерн, когда лихой герой бьется с плохими парнями, попутно спасая прекрасных и не очень дам: Селестину Гриву и Авдотью Юскову беспутную дочь сибирского миллионщика. Чувствуется влияние "Тихого дона", "Приваловских миллионов", "Угрюм-реки". Золото, бешеные деньги в романе присутствуют, но не они играют главную роль, как и в "Хмеле" Черкасов использует судьбы людей, чтобы показать тяжелую пору Гражданской войны в Сибири, опять зверства и пытки, сожженные деревни, расстрелы, изнасилования, но большевики при поддержке народа Сибири и "Рыжего коня" побеждают, но выживают не лучшие, и прожженная Авдотья Юскова с Филимоном Боровиковым уезжают в светлое будущее "Черного тополя".
В третьем романе Черкасов показывает жизнь сибирской деревни после Гражданской войны, трудные годы коллективизации, 1937 год с его репрессиями и наконец тяжелое испытание Второй мировой. Черный тополь, под которым был похоронен сын Филарета - Мокей Боровиков, беглый каторжник, становится символом новой веры - тополевской. Он символизирует насколько живуча в народе старая вера, мракобесие, в общем, рабская психология крепостных. И когда в конце романа, Демид, сыновнук Прокопия Боровикова, рубит черный тополь, это значит конец старой веры, начало новой жизни, без бога, без царя, ну и как бы по совести, хотя и есть еще в деревне всякие люди, но вредителей-поджигателей поймали (вообще эта история в романе выглядит каким-то инородным телом, вот вроде бы читаешь историко-любовный роман, и тут вдруг, Майор Пронин-Семичастный-Двоеглазов-Ухоздвигов). Кто же стержень Тополя, по аналогии с Хмелем и Конем. Вроде бы Демид, прошедший сквозь огонь войны и лагерей, но нельзя сбрасывать со счетов и Меланью, жену Филимона Боровикова. Кто он русский народ, обожженный сединой лагерник, нашедший в конце концов детей и жену, или бессловесная, всетерпящая женщина помешанная на богатстве и боге, умирающая от голода и нищеты на сундуке с золотом? Ну вроде померла Меланья и Демид срубил тополь... Но поросль возле тополя щетинится зеленью...
Хорошо

Долгая прогулка, 2017