Больше рецензий

27 октября 2017 г. 19:29

2K

5

Книга для родителей. Для тех, у кого дети с диагнозом. Для тех, кто слышал о подозрении на диагноз. Или слышал мнения нескольких специалистов и они расходятся (кто-то ставит, а кто-то нет). Тех, кто отказывается принять диагноз я прошу - прочтите, несмотря на слово "аутизм" в названии. Если вы считаете своего ребенка просто своенравным и характерным, то в этой книге вы найдете способы, как облегчить себе жизнь.
Разберу книгу подробно, начиная с названия.
Детский аутизм, он же ранний детский аутизм, он же расстройства аутистического спектра характеризуется нарушениями в коммуникации и социального взаимодействия. Коммуникация - это передача информации от одного человека к другому в форме речи, жестов, мимики, поз. У аутистов проблемы именно с передачей информации вообще, а выражаться это может по-разному - отсутствие речи, жестов, несоответствие мимики, наличие речи, которая не выполняет функцию коммуникации (повторение слов, как попугай - эхолалия), неумение отвечать на вопросы, по-разному сформулированные. Люди - социальные существа, "общественные животные". С самого рождения самый большой интерес у человека вызывает другой человек. Если мы смотрим фильм и в кадре есть люди, то мы следим за их действиями, если мы входим в комнату, то первое, на что мы обращаем внимание - на людей в ней. У аутистов изначально нарушено это выделение человека на первое место в списке интересов. И это корень проблем социального взаимодействия. Вместо себе подобных аутистов могут привлекать предметы внешнего мира, световые и звуковые эффекты или собственное тело. У Страдающих аутизмом детей затруднено подражание, а это важная форма обучения в детском возрасте. Сфера интересов сужается, время нужно занимать. И вот тогда начинаются стереотипии - постоянное повторение одних и тех же действий. Стереотипии могут быть выражены в разной степени тяжести и в разной форме. Зачастую мать пытается увлечь чем-то ребёнка, но когда она на пятом месте в списке интересов, предложенные ею занятия игнорируются или вызывают протест.
АВА или прикладной анализ поведения - прикладная (то есть список мероприятий, программа обучения) отрасль бихевиоризма. Бихевиоризм - направление в психологии, изучающий behavior - поведение. Перевод не совсем точный, под behavior понимается определенная единичная реакция человека, действие. Есть множественное число behaviors - реакции человека, его действия. Бихевиоризм занимается только наблюдаемыми и измеряемыми реакциями. Улыбка, взгляд в глаза, произнесённое слово - всё это можно увидеть и посчитать. Счастье, успех, удовольствие ("после посещений психолога я стала более счастливой, успешной и научилась получать удовольствие от жизни") - это не сфера применения бихевиоризма. Точнее, тут другой способ формулировки проблемы. Если счастье измерять в путешествиях в год, успех в деньгах, а удовольствие в оргазмах, например, то бихевиоризм может помочь.
Почему АВА подходит для аутистов.. Действия человека не возникают сами по себе. Для возникновения действия нужна причина и действие имеет последствие. Я голоден (стимул, причина)-я ем (действие, поведение) - я чувствую удовлетворение (последствие). У аутистов нарушена коммуникация. Но они как-то же добиваются своего? Мамы аутистов знают, какую еду будет и с какой игрушкой поиграет их ребенок. Роберт Шрамм называет это "языком АВА". На любое действие матери они выдают своё последствие. Мама привела в шумный магазин - упасть на пол и биться головой. Мама дала суп - плеваться до рвоты. Мама дала кубики вместо машины - отвернуться и проигнорировать. Аутисты последовательны, как идеальные воспитатели. И мамы меняют свое поведение. Не ходят в общественные места, кормят тем, что ест, покупают одинаковые игрушки и вещи. Шрамм приводит пример в книге про маму, которой надо было сделать 12 последовательных, строго определенных действий, чтобы ее ребенок улегся спать. Этот метод и лежит в основе АВА. Изменяя последствия, мы можем управлять поведением. Если ребенок еще мал, вероятно, он не освоит последовательность из 12-и действий, но вполне может научится последовательности в 5-8 действий - этого достаточно, чтобы самостоятельно мыть руки, ходить в туалет.
Какую выгоду для родителей даёт книга. Установление контроля над ситуацией. В книге подробно, в 7 этапов написано "установление управляющего (руководящего) контроля". Это самое первое, что нужно делать, до обучения ребёнка навыкам. Цель этого контроля - смещение интересов ребенка с его занятий на человека. Без внимания к человеку невозможно обучение. Для установления управляющего контроля не нужно никаких навыков преподавания. Нужно проводить с ребёнком много времени и знать его интересы. С этим лучше всего справятся родители. И именно родители потом помогут другим людям (воспитателям, дефектологам, учителям, родственникам) влиять на поведение ребенка с цель обучения и уменьшения плохого поведения.
Больше пользы в каждом глотке нашего новейшего напитка В книге самые последние достижения в АВА. Это метод безошибочного обучения и активное использование мотивации. Теперь АВА - это не только раскладывание карточек за столом и выполнение инструкций, но и естественное, и спонтанное обучение. Эти методы легче для использования в домашних условиях. Так же Шрамм пишет о новой составляющей АВА - Verbal Behavior, вербальном поведении. Ну как о новой - еще в 1938 году вышла книга Скиннера с одноименным названием. В ней он выделяет типы речи: понимать слово "яблоко" и говорить "яблоко" - это разные типы. И нормальные дети, и дети с разными отклонениями вначале запоминают и понимают названия предметов, а потом начинают говорить некоторые слова из того, что запомнили. Откройте любую книжку по логопедии или дефектологии - сначала развиваем пассивный словарь, а как запомнит слов 200, тогда и начнет говорить 2-3 слова. То есть количество одного типа речи переходит в качество другого. Терапевты АВА начали сталкиваться с тем, что у аутистов такого не происходит. Аутисты выучивают и понимают множество слов, но говорить их не пытаются. VВ занимается тем, как преодолеть эту проблему. Книга небольшая, в ней есть перечисления типов вербального поведения с примерами использования. Для нормотипичных людей не является проблемой использования всех 9 типов речевого поведения. Для аутистов некоторые из них затруднительны. Информация в книге помогает понять, над чем работать в первую очередь. И самое важное: современная АВА, представленная в книге, все больше использует проактивные методы обучения. Это уход от "дрессировки", как раньше называли АВА к воспитанию методом обучения альтернативному поведению. Ну и конвенция о правах ребёнка в силе - никаких наказаний не предусмотрено.
Король говорит Отдельно рассмотрим раздел вызывания речи у неговорящих детей. У Шрамма вы не найдете упоминаний про упражнения на постановку дыхания, артикуляционной гимнастики и прочего. Не потому что это не важно, а потому что в США теме подготовки речевого аппарата к выдаванию звуков посвящено мало работ. В этом смысл нам повезло, в России есть множество специалистов, пишущих на эту тему. После установления руководящего контроля, когда ребёнок будет смотреть вам в рот, а не на крутящиеся колесики машинки, можно начинать работать с отечественными логопедическими пособиями.
Это не реклама В книге совсем мало восхвалений АВА-терапии и "воодушевляющих примеров". Если же вам нужны примеры о применении АВА, то почитайте Кэтрин Морис Услышать голос твой. Хочу заметить, что Кэтрин писала книгу в 80-е и у нее в книге были применены немного устаревшие методы. Именно про такие методы Шрамм пишет:

Заставлять ребёнка сидеть до тех пор, пока он не выполнит задание и не получит награду было типичной практикой в традиционных программах на ранних этапах развития АВА.

И в заключении рассмотрим список литературы. Эта книга, изданная в России в 2017 - сокращенная версия книги Шрамма "Дорога к восстановлению. Взять верх над аутизмом." Полная версия на русском пока не издана. Остальные книги из списка литературы тоже. Одно исключение - Лиф и Макэкан Идёт работа. Хорошая новость - в книге "Идёт работа" все те моменты, которые есть в книге Шрамма рассмотрены очень подробно и тщательно. За исключением установления руководящего контроля. Он упоминается в книге Лифа и Макэкана, как нечто само собой разумеющееся и выполненное. Вероятно, ее можно считать заменой полной книги Шрамма. Плохая новость - между этими книгами есть пропасть под названием "написание плана обучения". Аутизм - расстройства широкого спектра, как выявить, что же нужно конкретному ребенку в данный момент? Роберт Шрамм советует: 1. обратиться к сертифицированному АВА-терапевту для составления программы. В России их можно найти. Или 2. Пройти тестирование ABLLS-R или VB-MAPP. На русский проведена адаптация первого теста, но сама методика сложна и доступна только профессионалам. В Москве точно делают такие тесты в частных АВА-центрах.
Из доступных для родителей книг я знаю только одну - Кипхард Как развивается ваш ребенок?. С серъёзными тестами не сравнить, но это лучше, чем ничего. И она написана именно для непрофессионалов, поэтому легка в применении.

Комментарии


Спасибо за такую основательную и подробною рецензию!