Больше рецензий

20 октября 2017 г. 18:33

275

5

Римское рабство многолико и многогранно, а эта книга о рабстве в ранней Римской империи, самом рабском рабстве в истории мира :) У хозяев есть рабы, у рабов - викарии (рабы рабов называются "викарии"), у викариев - свои викарии... А хозяева (вплоть до сенаторов) или сами отпущенники, или их потомки. Рабы, которые не знают, что они рабы... Рабы, которых покупают не ради них самих, а ради их имущества, например, ценных викариев... Люди, единственный источник доходов которых - сдача раба/ов в наём... Рабы, которые дают императору взятки в миллион сестерциев... Искренне восхищаюсь римскими юристами, которые разбирались во всём этом зверинце.

Книга, как всегда у Штаерман, плотно набита разными фактами и идеями. Строго научная, читается медленно. Тут обычное дело, когда авторы используют юридический термин, который не знает ни один словарь (кроме, возможно, словаря по римскому праву, но у меня такого нет), строят на нём множество рассуждений, а что он значит объясняют (если объясняют) только в следующей главе. Кроме юридических и экономических терминов авторы загромождают текст списками имён и профессий рабов. Я добросовестно их читала, но, каюсь, со скуки начинала выискивать красивые и забавные имена.
Рабство рассматривается с экономической, политической и социальной стороны. О бытовых и психологических особенностях нужно догадываться самостоятельно. Главный (но не единственный) вопрос книги - причины кризиса рабовладельческого строя.

Концовка, если можно так выразиться про научную книгу, вышла для меня из разряда "вот это поворот". Античное общество, якобы, с самого начала было "тупиковой ветвью", оно не могло выжить и развиваться. Оно получилось в результате победы демократов во время разложения первобытной общины. Результатом этой победы стало равенство граждан перед законом. Эксплуатировать можно только иноземцев, поэтому расцветает рабовладение. Перспектив такое общество не имело и кризис его - это "возврат к корням", к общине, в которой своё берёт знать. Как-то так.

Интересно было следить как менялись со временем законы, посвящённые рабам и отпущенникам (глава "Политика правительства в отношении рабов и либертинов"). Всё меньшую роль играет статус человека (свободный/раб), всё большую - богатство. Государство защищает богатых рабов и отпущенников не только материально, но и морально. За оскорбление богатого раба можно попасть под суд. Вместе с тем государство "топит" свободных бедняков, загоняет их в рабство. Разрешается самопродажа, закрепощаются колоны...

Очень интересной оказалась глава с непопулярным по современным меркам названием "Классовая борьба". Она посвящена отношениям рабов и рабовладельцев с точки зрения рабов. Отношения были понятно какие. Тут и активная борьба: восстания (до которых во время империи старались не доводить), убийства хозяев (судя по постоянному ужесточению законов - обычное дело). Тут и пассивное сопротивление: частые самоубийства, пренебрежение здоровьем, убийство рабынями своих детей. И даже творческий подход: описан случай, когда рабы продали своего хозяина с условием, чтобы покупатель увёз его далеко за пределы тех мест.

Глава об отношении христианства к рабству - самая унылая. Она явно написана соавтором. Одна из особенностей стиля Е.М. Штаерман - отсутствие "воды", множество фактов и примеров, использование огромного количества источников. В "христианской" же главе - какое-то болото. Как относилось новозаветное христианство к рабству? А никак. Оно его не замечало, т.к. в те времена никому и в голову не приходило, что можно жить без рабов. И надо же было эту жидкую мысль растянуть на десятки страниц!

В книге достаточно выводов, с которыми можно поспорить (в главе "Рабский вопрос" я только и делала, что мысленно спорила с автором), но тем и хороша Штаерман, что она даёт большое количество чистой информации, которую можно толковать по-своему.

Например, автор явно предвзята к рабовладельцам. А рабовладельцам в Древнем Риме жилось ой как несладко, и чем позднее империя, тем кислее. За свои же деньги только и делаешь, что следишь, как бы рабы не обокрали, не сбежали, не убили тебя, не подставили, не пьянствовали, не развратили твоих детей и хоть что-нибудь делали... Казнить раба без суда не можешь, а потом и наказать как следует тоже. Продавать/возвращать рабов принято семьями. Содержать их обязана. Даже после отпуска на волю обязана, если раб не может себя прокормить. Если отпущенник тебя оскорбит, то претор вынесет ему аж целое словесное порицание. А ещё ты не имеешь права мешать своему отпущеннику заняться тем же бизнесом, что и у тебя, и стать твоим конкурентом. Это в книгах рабы (и рабыни) - скромные несчастные добрячки. Вырастет ли добрым ребёнок, которого воспитывали кое-как, без моральных принципов, а часто и подвергали сексуальному насилию (если уж знатных детишек не могли уберечь)? Там, наверное, каждый второй был с детской психотравмой, каждый четвёртый - маньяк. И вот в таких непосильных условиях приходилось нести свою вахту скромным римским рабовладельцам :) Нет, не хочу на их место.
А если серьёзно, то у меня сложилось впечатление, что чем больше законы ограничивали произвол рабовладельца, тем проще и выгодней становилось нанять свободного работника. Только многие из них оказывали на поверку беглыми рабами, и наниматель нёс ответственность за укрывательство... В общем, страшно было жить в античном мире.

После прочтения мне захотелось вспомнить эк. теорию и римское право (которое я никогда и не знала), почитать Эпиктета, узнать что думают о римском рабстве в западной науке и продолжить знакомство с творчеством Е.М. Штаерман (но пока не про рабство).