Больше рецензий

16 октября 2017 г. 20:01

853

5 Тонкое искусство пофигизма

=Это не тот пофигизм, что равняется равнодушию=.

С первой мысли таилось ощущение: что-то здесь не то. Можно упрекать меня в предубеждении, но не иначе, философию автор поймал где-то в наших краях.

И парадоксальным способ не кажется. И это не тот пофигизм, что равняется равнодушию.

Читаю, читаю… Но да. Марк Мэнсон жил какое-то время в Санкт Петербурге.
Повырываем из контекст мнения?

“Русской культуре присуща грубость, которая часто коробит американцев и европейцев. Никаких вам лживых любезностей и расшаркиваний. В России, если человек видит глупость, он называет это глупостью”.


Угу, честность, прямота, искренность, непосредственность видятся проявлением грубости и неуважения. Интересно.

“В первую неделю меня это задевало”.

“В результате начали всплывать комплексы, которые годами не давали о себе знать”.

“Уж сколько лет я путешествовал, и уж на что Россия не похожа на Америку, но именно там я по-особенному вкусил свободу: возможность открыто говорить, что у меня на душе, не боясь последствий. Это была странная форма освобождения: через приятие отказа. Как человек, годами тосковавший по непосредственности - сначала из-за эмоционально зажатой семьи, потом из-за ложного желания всячески высказывать уверенность - я упивался ей”.



Можно вырвать другие кусочки, увидеть иное, но осознание лицемерия и вранья и подняло бунт в душе автора.
Будь честен, ответственен, открыт, развивай пофигизм относительно всего неважного - вот основной посыл. Посыл вращается и поворачивается разными нюансами.
Что поддело меня?

- Действительно ли тебе важно держать гонку?
- А что истинно в гоночном процессе? Все остальное в мусор.

Мэнсон дарит нам забавную словоформу - “палочка-на фиг-посылалочка”. Взмахиваем каждый раз, когда понимаем “не мое”, ложные ценности. О ценностях говорится много, непривычно много. О хороших-правильных и плохих-неправильных. Что такое хорошо и что такое плохо.

“Если вы хотите изменить свой взгляд на проблемы, вы должны изменить свои ценности и\или свои критерии успеха\неудачи”.

Ценности - это база жизни. Но изменить их мудрено.
А с критериями сложно не согласиться.

Позитивная психология названа автором однобокой и обманной.
С ней легко перегнуть, как ни сомнительно. Однажды я попала в мир фатального позитива:
- Говорить можно только про успехи.
- Частица “не” не воспринимается разумом, подсознанием и всем телом.
- Всегда все хорошо, “улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем”.

А дома меня ждали сердитый взгляд мужа и непонимающие дети. Почему если шишка на лбу болит, нужно все равно улыбаться? Почему если в садике отняли машинку, это “ничего страшного”? Диссонанс и неконгруэнтность побеждали разум, мое настоящее рушилось вполне серьезно.
И как только я сказала “правда и только правда”, баланс начал симметрировать. Правда про успехи, правда про шишки, правда про частицы. Это вовсе не значит, что я против позитива, это значит, что я за искреннюю улыбку, за честные установки, за ответственные слова.

“Сильная боль в ушибленном пальце, которая столько не по душе и вам, и мне, Папе Франциску, существует по одной важной причине. Физическая боль есть продукт нервной системы, механизм обратной связи, позволяющий нам сориентироваться: где можно ходить, а где нельзя; до чего можно дотрагиваться, а до чего нельзя”.


А мы блокируем сигналы накладной веселостью, глотаем таблетки, если не помогло.

Мэнсон выделяет два вида отношения к проблеме: ее полное отрицание (у меня все хорошо) и жертвенность (мою проблему не решить).

“Ведь постоянно считать себя жертвой - ничуть не меньший эгоизм, чем пребывать в упоении собой”

Но я встречаю еще один: сейчас есть проблема, я ее решу, дальше будет шоколадный шоколад. Но шоколад не раздают, его нужно купить: заработать, найти, купить. А там уже думать: съесть, искупаться в нем или угостить других.


“Решать - вот путь к счастью. Счастье - это форма действия, активность”.

Интересный взгляд. Всегда ли решение приносит приятные эмоции? Как-то половинисто. А вот про действием подпишусь.

Одна из философий книги вписана в тезис: “Самопознание подобно луковице. В нем много слоев, и чем больше счищаешь их, тем больше вероятность, что заплачешь”.
Не поплачешь, не очистишь - не очистишь, не познаешь счастье. Немного замкнутого круга в нашу жизнь. Если еще и слой искренности вспомнить, то рисуется весьма специфичная картинка.

С автором хочется спорить. Но читать тоже тянет. Попрепираешься, согласишься, подискутируешь, найдешь ответ на какой-то вопрос.

“Ни один человек, который в самом деле счастлив, не будет торчать перед зеркалом и внушать себе, что он счастлив”.

Вот он момент внутренних дебатов. Вспомните образ девочки, крутящей солнце перед зеркалом: “Я счастлива, я счастлива!”. Чем не внушение?

Вот несколько постулатов Мэнсона:

- Некоторым людям выпадает на долю больше несчастий, чем другим, а вот ответственность за реакцию на них на нас.
- “Свобода облегчает поиск смысла. В остальном же ничего осмысленного в ней может не быть. В конечном счете увидеть в жизни смысл и значимость можно лишь через отказ от альтернатив, сужение свободы, верность одному месту, одной вере и даже одному человеку”.
- “Удовольствие, хотя и необходимо в жизни (в умеренных дозах), самом по себе недостаточно. Оно не причина счастья, а скорее его следствие”.


Нет, в этой книге вы не найдете упражнений по развитию легкого отношения к жизни, советов о наплевательском отношении к ближнему, рекомендаций жить в свое райское удовольствие, мол, пофиг. Нет.
Да, есть философия Буковски “не пытайся”. Но она о другом: не бейся об стену ради ложного, не дерись со всеми ради Олимпа. Будь честен и искренен. Жить станет легче.