Больше рецензий

15 октября 2017 г. 15:09

1K

4 Книга, в которой все молчат.....

Как сообщает автор в предисловии - книга основана на реальных событиях. В ней описываются истории четырех поляков заключенных Биркернау/Освенцима и одного лагерного охранника, который помог друзьям сбежать. Собственно, это все что можно сказать по сюжету книги.
О языке автора и эмоциях, которые вызывает книга у читателя. Когда только видишь название книги «Молчать нельзя» и аннотацию, где кратко рассказывается о чем же тебе предстоит прочесть – уже морально готовишься к каким-то бесчеловечным ужасам, как бы дистанцируешься психологически, закрываешься. Знаете, как на флюорографии? – медсестра стоит за защитным экраном, чтоб рентгеновские лучи не нанесли вред её здоровью. Тут так же, ты стараешься, как можно более бесстрастно отнестись к прочитанному, чтоб не нанести вред своему психологическому здоровью. Причем, судя по всему, «экранизировался» от повествования не только читатель (то есть я), но и сам писатель (то есть Людо ван Экхаут). События изложены очень сухим языком, на уровне констатации факта. Не эмоционально, не вовлечено. Массовые убийства и пытки отписываются так буднично, что порой кажется, что речь идет не об одушевленных предметах… Фраза «сотня евреев была полуживыми захоронена в лесу» из под пера автора выходит, как «20 кг картошки высадили в поле». Факт свершился. Все.
Это же так чудовищно! Так почему мне не жаль этих людей? Потому что я такая бесчувственная, или потому что автор не вложил в свои слова хотя бы частичку эмоций? Знаете, я вот люблю Ремарка и кто бы что не говорил о его точке зрения на войну и её ужасы, его слова часто пробираются в самое нутро. Порой, в твоем воображении настолько живо рисуется затухающий взгляд умирающего немецкого солдата, который был «безжалостно убит» русской крестьянкой, которую он только что пожалел, спас от расстрела и отпустил. В этот момент ты забываешь о своей национальности, крови и убеждениях. В этот момент ты думаешь об одном – о ценности человеческой жизни, любой жизни – русской, немецкой… таких границ уже нет.
Да, Людо ван Экхаут описывает немыслимые зверства, но делает это настолько дистанцированно, как будто его никак не трогают эти события. Над героями его книги издеваются, их родных и близких убивают, а единственная эмоция, которую видит читатель – это слова «поганые шкопы!» и плевок? Возможно, таков менталитет поляков. Возможно, сказывается то, что автор не профессиональный писатель и не знает, как в тексте работают подобные механизмы, вовлекающие читателя в повествование еще и эмоционально. Возможно, ужасы лагеря оставили след на личности автора, «отключили» его эмоции и способность делиться ими с другими.
Ладно, теперь немного о положительных сторонах книги. Очень подкупило нежное, трепетное отношение всех героев книги к женщине, как таковой – к матери, жене, возлюбленной. Та роль, что отведена женщинам в книге: кто-то защищает семейный очаг, кто-то наоборот, ищет подвига, после того, как был обманут любимой женщиной, кому-то лишь мысль о жене и ребенке дает стимул и пробуждает желание выжить. Если действительно существуют на свете мужчины, готовые поставить женщину на такой пьедестал – это просто прекрасно.

Что никак не смогла принять в книге, и, наверное, никогда не смогу понять. Люди жили, люди привыкли ко всему и примирились с такой жизнью, даже если такое жалкое существование и жизнью-то назвать нельзя. В лагере обреченных, покинуть который можно лишь через трубы крематория – был свой социум, представляете!?? Там своя иерархия, свои правила. Там были ксендзы – пусть репрессированные, но священники и некое подобие религии и обрядов. Там были капы или «зеленые» - немецкие заключенные, тоже заведомо обреченные, которые как представители «высшей расы» были надсмотрщиками и палачами над другими заключенными. Там были вольнонаемные охранники и рабочие – из своих же, поляков! Свои способы достать пищу, когда все вокруг голодают. Возможности посещать «женскую половину» лагеря, чтоб удовлетворять свои низменные потребности. Возможность всегда договориться или подкупить охрану. Заметьте, этими возможностями пользовались не немцы (все поголовно изображенные жирными, уродливыми и тупыми садистами – хотя кто знает, какие люди шли работать в подобные лагеря), а такие же простые польские заключенные, «мясо», после отработки вылетающее в трубу.
Неужели двести евреев не смогли бы одолеть десяток вооруженных немцев, еще там, в лесу? Почему они смиренно шли на убой, выстраиваясь в шеренгу по 20 человек, чтоб палачам было удобнее их поочередно расстреливать? Почему двадцать тысяч заключенных ни разу не подняли масштабного бунта, против двухсот охранников лагеря? Вы же уже обречены, вы прекрасно это понимаете, так что с вами не так? Знаете, книга называется «Молчать нельзя», но в ней все молчат, все бездейственные и бессловесные, как скоты. Хотя…даже животные на бойне, чувствуя приближение смерти, пытаются как-то спастись! Автор говорит, что людей там профессионально ломали – желания, волю, личность…. Но таких людей даже ломать не надо – они уже со всем согласились, смирились, приняли то, что происходит… Перешагнули внутреннюю грань, отделяющую живых от мёртвых, они все пресловутые умалишенные «мусульмане». Эти люди даже не вызывают жалости – только какое-то чувство гадливости, презрения.
Да, я сужу с высоты своей колокольни, и не бывала (и надеюсь, никто из нас никогда не будет) в таких ситуациях. Да, я понимаю, что это последствия глубоких психологических травм, шутка разума, не выдержавшего таких испытаний… Но как Мордеца мог так легко расстаться с сохраненной такими трудами жизнью в немецком гарнизоне? Как Тадеуш мог просто вернуться назад в лагерь, т.к. не знал, что ему делать со своей обретенной свободой?
Я думала, что эта книга научит меня тому, насколько ценна человеческая жизнь, но она оказала совершенно обратный эффект. Оказывается, некоторые люди сами не ценят свои жизни, и лично я могу сказать, что некоторые жертвы ничуть не лучше своих мучителей.