Больше рецензий

9 октября 2017 г. 19:23

681

3.5

История сверхрационального мужчины, предпринявшего попытку на определенном этапе понять человеческие эмоции. Это его рассказ о жизни.
Вальтер Фабер, швейцарский инженер 50 лет, работает в ЮНЕСКО, на момент начала книги летит в командировку в Каракас. Он педант, не воспринимает искусство, читает только технические журналы, много раз посещал Париж и ни разу не побывал в Лувре. Отношения с женщинами рассматривает только с точки зрения собственного удобства, пока есть страсть он готов терпеть их причуды, мириться с излишней разговорчивостью и эмоциональностью. Но как только *прошла любовь — завяли помидоры* или спокойный горизонт омрачили какие-то непредвиденные и неприятные обстоятельства, то математический ум тут же производит вычисления для поиска решения *проблемы* и с языка могут слететь явно неуместные слова. Женщины после этого срываются на истерику, что с человеческой точки зрения вполне логично, а наш Вальтер всегда недоумевает, прокручивает эпизод в голове много раз и удивленно пытается оправдать сам себя — я же собирался поступить, как честный человек, чего же они так реагируют?
Вот так и живет наш человек-машина, шестеренки крутятся, механизм пыхтит, но где-то внутри, вместе с ноющей болью в желудке, накатывают воспоминания о былой любви, о той, чей образ постоянно всплывает перед глазами. Время упущено, тому виной его натура, прошедшая война и много разных случайностей, теперь его постоянные спутники — обыденность и одиночество, которые он, как утверждает, любит и одновременно старается прогнать — новой подружкой, болтающим радио, вечеринкой с едва знакомыми людьми. Что угодно подойдет, лишь бы не слышать звук своих шагов в пустой квартире, где некому пожелать Вальтеру спокойной ночи.
И вот однажды та самая командировка в Каракас все меняет. А потом следует целая цепь обстоятельств и поворотов судьбы, о чем нам подробнейшим образом поведает Макс Фриш.
В общем и целом книга хорошая, добротная, глубокая. Только Фриш абсолютно не мой писатель. Я не из тех, кто хочет обязательно сопереживать героям. Пусть будут отвратными или какими угодно, но хоть какие-то эмоции они вызывать во мне должны. Тут же я как будто тепловой удар в пустыне получила, в той самой, из начала романа. Ой, почти спойлер)) но не беспокойтесь, самыми жирнющими спойлерами вас накормит сам автор.
Итак, читалось спокойно, довольно скучновато, периодически автоматически подмечала — вот удачная фраза, а здесь отличная находка, любопытная мысль. Наверное, в том и был для меня минус — герой прост, как три копейки. Его характер, любое размышление и мысленное метание автор разложил чуть ли не на атомы. Хотите понаблюдать за сложной попыткой преобразования швейцарского Электроника в человека? Вам к Максу Фришу. То же самое он проделал с остальными персонажами.
Логически могу оценить работу писателя, на уровне чувств и эмоций он как бы взял пример со своего героя. Есть волшебники, которые указывают направление для читательской мысли, свою точку зрения показывают, но дают понять, что рамок нет, твори сам, дорогой читатель, добро пожаловать на несколько дней в соавторы. Ты восхитишься моим полетом фантазии и мысли, а я не жадный и оставлю достаточно места для твоего. А есть ремесленники, как Макс Фриш. Тут филигранно работающий механизм, каждый винтик на своем месте. Ты ему — а может вот эту деталь доработать? Давай вместе! А он тебе — отойди, мелкая, деталь точно надо поменять, но я все сделаю сам, и без вариантов…
Спасти положение мог сам сюжет, он довольно интересен, трагичен и содержит пару моментов типа - *Вот это поворот!*
Но Фриш, видимо, чтобы увеличить масштаб трагедии и показать некоторый кусочек характера своего Homo Фабера, предпринимает ход конем — его герой регулярно оповещает читателей о дальнейшем содержании. *Вот если бы я не сделал того-то и того-то, то не произошло бы вот этого и вот этого, а еще вот того*. Пострадав пару абзацев, он, как ни в чем не бывало продолжает рассказ. А ты сидишь и пытаешься себя успокоить — ну и что, что я еще не знаю ничего про этих героев, они пока даже в качестве персонажей не появились, зато что с ними будет уже не сюрприз. Никаких нежданчиков. Через некоторое время автор выдает новую порцию психологически им выстраданных спойлеров. А ты — твою дивизию, Фриш, ну сколько можно!
И вот вроде все есть — смысл, психологизм, трагедии, неплохо написано, а не трогает абсолютно. Просто не мой автор, но может через некоторое время я дам ему второй шанс.

Книга прочитана в рамках флэшмоба 2017, большое спасибо за совет Unikko
Не совсем мой автор, но познакомиться было интересно.