Больше рецензий

Melkij_Parazit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (О да, эксперт! Все вздрогнули!))

9 октября 2017 г. 13:14

2K

1 Лекции ( проехались) по искусству

- Итак, меня зовут Паола Волкова, Паола Дмитриевна, и у нас сегодня будет лекция, посвященная античности. Это будет революционная тема! Ре-во-лю-ци-он-на-я! Ведь Ваша покорная слуга разработала новую классификацию и определение античности! Раньше ведь как считали: античность – это Древняя Греция и Древний Рим, но это скучно. Нет, мы рассмотрим тему шире, как комментарий к античности, ведь все, что написала современная философия – это комментарий к Платону, мне такое один философ говорил, ха-ха-ха! Классный афоризм, а фамилии я не помню! Ха-ха... Мда… Итак, записываем: первая наша тема «Сближение связей отдельных» или почему Стоунхендж и шекспировский театр «Глобус» - это одно и то же. На всякий случай пометьте себе – потому что они круглые, на занавесе «Глобуса» были изображены луна, солнце и звезды, а мои знакомые друиды ездят в Стоунхендж до сих пор и всегда берут с собой гитару… Да… Стоунхендж всегда был местом авторской песни и мистерий.
(Задумчиво глядит сквозь себя, крутит в руке один из многочисленных массивных браслетов. Аудитория подобострастно заглядывает в глаза, хихикает там, где изволит хихикать лектор и усиленно шуршит сумками. Кто-то рассматривает фотографию выступления Pussy Riot с авторской песней в Храме Христа Спасителя. Да, авторская песня была везде и всегда!)
- Вы не представляете, вот я последний раз была в Лондоне, так к Стоунхенджу так неудобно добираться! Да… Потратила целый день!
( Вздрагивает, оглядывается, откашливается и продолжает)
- Дальше, сегодня мы еще поговорим о «Высоких зрелищах»… Это будет минойская цивилизация. Ах, этот прекрасный миф о чудовище Минотавре и Тесее, который едет чтобы сразить его! Значит, это надо запомнить. Вот это надо запомнить: письменность Крита еще не дешифрована, да. Так что это осколок цивилизации, лишенный письменной речи, истории, знаков войны, наконец, захоронений. … Это очень интересно, вы знаете, что минойская цивилизация не оставила нам никаких захоронений и погребальных обрядов? Что вы говорите? Гробы в экспозиции музея в Ираклеоне? Значит так ( голос становится ледяным), я вам еще раз говорю: лишенная письменной речи, знаков войны, захоронений! Вот я сейчас… Но нет, мы поговорим об этом потом… Например, в критской культуре отсутствуют всякие признаки милитаризма: щиты, мечи, вооружение. Ничего колющего, режущего, кроме ритуальных предметов вроде лаброса – двустороннего топорика для жертвоприношений... (Задумчиво) Я вам расскажу почему я не считаю что на фресках Кносского дворца и керамике, раскопанных еще Артуром Эвансом, ну вы знаете кто это, изображены минойские щиты в форме восьмерки… Потом… Или не расскажу…
(Задумчиво тянется к шарфику на шее, но одергивает себя и возвращается из высших сфер на землю грешную).
- А вы знаете, что критский лабиринт – это место, не имеющее аналогов в античности и средневековой Европе?! Нет аналогов! Но есть прообраз, негатив, да… ( Триумфально) Негативный прообраз!... Вот видите как интересно? Но я вам про это не буду рассказывать!
( Устремляет орлиный взор куда-то вдаль и командует как древний полководец)
- Дальше мы рассмотрим «Бессонница… Гомер…». Да Гомер! Бессонница - это я так… Вот задумалась… В общем… Гомер! Человечище! Вот скандинавский бог Один, он еще встречается в кельтской мифологии, там так все слилось… В общем, что вам надо просто запомнить: Один и его жрецы звались «мастерами песней» и от них пошло это искусство в северных странах. Такие воины-певцы назывались «берчерками» а в скобочках допишите «скальдами, аэдами»… Да… Что?! Берсерки?! Значит, а я вам говорю «берчерки (скальды и аэды)»!
(Возмущенно фыркает, долго копается в слайдах, ни один из которых пока не демонстрировала слушателям лекции, кроме фотографии греческой краснофигурной вазы, на донышке которой изображены два мужика. Они полулежа бухают из плоских чаш и о чем-то переговариваются).
- Пишем дальше, следующая наша тема… Ой, я ее так люблю… Ой, вы не представляете! Называется она «Мост через бездну»! ( Триумфально). Вот, это ре-во-лю-ци-он-но! Вот вы не представляете, пять тысяч лет назад китайский император увидел, как из озера к нему вышла лошадь-дракон, прилетевшая из созвездия Дракона, и развенулась к нему спиной! Это было такое событие!
(Глаза блестят, жесты становятся решительными, резкими).
- В общем, вот, моя революционная теория античности, вот! Первый европеец, который побывал в Китае – Марко Поло, а может, не побывал! Но в 19 веке… Какая модная красавица не ходила в шелковом халатике с драконами и не ставила в спальне расписные ширмы? Так что Древний Китай – это античность!
( Победно глядит на аудиторию. Аудитория отвечает остекленевшими взглядами и нестройным «как интересно-о-о…».).
- Там я вам буквально несколько слов скажу… В общем, мы поговорим о «Ба-гуа», инь-ян, Конфуции, Лао-цзы, костюмах китайских придворных сановников и русском супремализме. «Черный квадрат» Малевича… Вот вы не представляете что это такое… Эти мазочки!... «Кази-мир» – что за имя? Кажи, укажи миру. Что последний довольно часто и успешно делал. Велимир Хлебников (тоже имя Вели-миру). «Я – председатель земного шара», – заявляет Хлебников, ха-ха!... Патетично немного, но правда. (Решительно кивает) Сегодня «председатель земного шара» несомненно Малевич!
( Глядит на часы).
- О, мы говорим с вами уже час! Сейчас должен быть перерыв? Нет, давайте сделаем так, я сейчас вам все расскажу, а потом отпущу… Ну, пораньше…
( В глазах аудитории забрезжал отблеск интеллекта, но быстро погас при следующих словах лектора).
- И вот, наконец, мы добрались с вами до античности! Дальше будут Древняя Греция – эфебы, гетеры, коры, корусы… «И мальчики кровавые в глазах»! Ха-ха-ха! Я вот считаю, что Борис Годунов, был хорошим правителем! Но вот он как Эдип, совершил проступок и за это расплачивается весь народ! (Громко). Не надо было убивать царевича!
(Народ в аудитории вздрагивает, кто-то слишком смелый, решивший пожевать бутерброд под партой, от крика выронил несчастный кусок хлеба и теперь с ненавистью смотрит на госпожу Волкову).
- Да, эфебы… Вот эти пяточки… Каждый день они выезжали из гимнасии на лошадях с позолоченными и посеребренными гривами… Древняя Греция – это отдельные полисы со своим государственным устройством. Была рабовладельческая партия Македонии, отнюдь не демократические законы Ликурга в Спарте… Так что Греция – это олимпийская демократия! Это мужской мир! А пили они такую кислятину! Вот греки не умели хранить вино!
( Голос начинает звучать возмущенно, будто греки лично чем-то обидели Паолу Дмитриевну).
- А спартанцы, говорят, пили такую бормотуху… Из внутренностей быков! И вообще, как они там жили! Эти постоянные подъемы, эти спуски! Вот когда я в последний раз была в Греции… Жарко, пыльно, душно, и вот я подымалась на Акрополь…
( Погружается в себя, но быстро возвращается в реальность).
- И, наконец, Рим! С его публичными термами, библиотеками, домами… Я хотела сказать, увеселениями! Да, римляне воевали, были жестоки в своих забавах и отношениях. Но они построили Пантеон. А в Пантеоне хорошо сохранилась фреска XV века "Благовещение". Чудесная живопись!
Конспект студента. Запись на полях:

Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни — шерри-бренди, —
Ангел мой.

Там, где эллину сияла
Красота,
Мне из черных дыр зияла
Срамота.

Греки сбондили Елену
По волнам,
Ну, а мне — соленой пеной
По губам.

По губам меня помажет
Пустота,
Строгий кукиш мне покажет
Нищета.

Ой ли, так ли, дуй ли, вей ли —
Все равно;
Ангел Мэри, пей коктейли,
Дуй вино.

Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни — шерри-бренди, —
Ангел мой.
О. Мандельштам

****
Вместо послесловия:
Сложно говорить серьезно о содержании книги, где автор использует приблизительно такую аргументацию:

Хотелось бы вспомнить и русскую героико-лирическую поэму «Слово о полку Игореве» в пересказе поэта Василия Жуковского 1824 года издания. Немало споров вызвала подлинность текстов поэмы. Но этот вопрос мы оставляем за скобками. Поэма подлинна.

Хм, и не поспоришь...

Комментарии


тут и одно послесловие очень красноречивое) Вместо тысячи слов...)
Повеселили очень)


А уж как я веселилась! )))
Книга, которая произвела на меня действительно НЕИЗГЛАДИМОЕ впечатление....


но которое, наверное, хочется поскорее забыть..)


Ну почему же... Смех продлевает жизнь! )))


ну тогда ок))) лишь бы в радость..)


Блестяще!
Паола Дмитриевна щедро сеет минотавров и Диониса.


Ну, "трагичность растерзанного(?) Диониса(!!!!)" там была...
Я только не поняла, в каком мифе она такое вычитала...
(>.<)


Да она просто кладезь! Я сначала списывала всё на собственную необразованность(


Ну, тут такой тонкий момент: куча почитателей и восторженных читателей. Там только взглянуть на историю правок странички в Википедии...

Мною убрана гнусненькая подглавка "Репутация". Сомневаться в репутации известного любому кинематографисту и просто культурному человеку доктора искусствоведения и блестящего преподавателя на основе одного какого-то очень мутного случая, мягко говоря, тенденциозно. Волкова и ее работы известны всем.

Вот я, к примеру, мню себя человеком культурным. Мимо урны не плюю, Кватроченто от Тинторетто отличаю. А про Волкову первый раз услышала!
Отсюда вывод: или я не культурный человек, или не все. Типичная манипуляция мнением путем использования логических ошибок.


едва ли паола волкова забыла бы фамилию того философа. она не скрывала влияния мамардашвили. но на мой взгляд сама оказалась вполне обыкновенным псевдоинтеллектуалом. так я понял, прослушав некогда курс её лекций и прочитав рецензии к этой книге.