Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

3 октября 2017 г. 14:48

673

4 Исторический детектив о споре идей

Жильбер Синуэ - египтянин, с девятнадцати лет живущий во Франции, а тем не менее пишет об истории Италии и Фландрии. И очень неплохо пишет. В аннотации сказано, что это исторический детектив, но на самом деле эта история касается большого заговора, в котором замешаны многие известные люди.

Начинается всё с жуткого убийства. Затем выясняется, что убийство не одно, это целая серия. Жестокость, с которой убийца лишал своих жертв жизни, наводит на мысли о душевнобольном. И в какой-то мере так и оказалось, потому что в итоге длинный след и стечения обстоятельств приводят к тем, кто являются настоящими фанатиками. А фанатизм, такой безжалостный и ярый, это нечто не совсем здоровое. Мягко говоря. Также указывает на серию и то, что устраняли людей, близких к искусству. Во Флоренции это знакомые скульптора Лоренцо Гиберти, а в Брюгге - величайшего живописца Ван Эйка. Так получилось, что во всё это оказался вовлечен и сам художник, а за ним цепочка потянулась к его приемному сыну Яну. Именно на Яна объявляется охота, но почему - непонятно. Автор долго держит эту интригу. В какой-то момент кажется, что это и есть основная загадка, а оказывается - лишь побочная история, вторая линия, что идёт параллельно с основной. А основное - столкновение идей. Ренессанс же. Идут изменения. Изобретаются новые методы как в искусстве, так и в науке. Совершаются новые открытия. Совершенствуется медицина. Готовится появится на свет первое подобие печатного станка, и вот уже в воздухе вьются идеи о том, что знание может стать доступным массам. Но... Знание же оружие, его нельзя давать в руки всем. Тем более народу, который является паствой сильных мира сего. Как там было сказано:

— Подумать только, окольным путем, через книгопечатника, при помощи книг, сфабрикованных бесконтрольно за несколько часов в тысячах экземплярах, этот нечестивец Лоренс Костер задумал распространять знание среди черни, доказывая, что оно доступно любому ничтожеству! Безумие! Разве не ведал он, что знание — это оружие и, овладев им, можно властвовать над народами? А что такое народ? Это каприз природы, призванный возвеличить только одного человека! Заурядность не может, не должна иметь доступа к знанию. Только человек, признанный незаурядным и обученный посвященным, имеет на него право. Лишь отдельные личности могут быть носителями знаний, и их священная миссия — защищать познание, дабы оно не оказалось в руках безбожников. Бог предоставил нам эту привилегию. Бог да сохранит нас!


Из чего видно, что какими бы защитниками веры, морали, чести и устоев общества не притворялись "консерваторы", назовем их так, а дело всё как всегда в одном - во власти. Кто-то радуется прогрессу, покровительствует науке и искусству, а кто-то трясётся, что потеряет нити, которые дают возможность управлять, дергать, подчинять, боятся, что власть утечет из рук. В этом плане в книге нет ничего нового. Зато есть интересные детективные линии, есть напряженность, которая по всем канонам нарастает к концу повествования, есть свои тайны и загадки, а также, что несомненно является украшением книги, здесь много искусства. Здесь мир искусства, который пересёкся с жадной реальностью. Но тем не менее, этот мир прекрасен. И спасибо Жильберу Синуэ, за возможность заглянуть за дверцу, посмотреть, как рождалось то, что осталось на века. Ну и написано хорошо.

Прочитано в рамках игры "Вокруг света, Вокруг света с мотоциклистами. Восьмой тур "