Больше рецензий

30 сентября 2017 г. 20:23

281

3.5

Я закрываю внушительный талмуд под названием "Повесть о Гэндзи" и рукава увлажняются по причине переполняющих меня эмоций.
Это произведение вряд ли может оставить кого-то равнодушным. И не только размерами книги и дивной красотой Гэндзи.
При чтении книги прямо-таки разрывает от эмоций: "ах, как много материала для изучения культуры и истории Японии", "о бедные-несчастные японочки", "как классно быть японским аристократом мужского пола, конечно!", "эх, как задолбала красота и прекрасность Гэндзи", "что ж они такие слезливые-то все и никак не просушат свои многочисленные рукава?!?"
Это так, основной минимальный перечень. Воспользовавшись советом "бывалых", я начала знакомство с произведением как раз с 5ой книги, с приложения. Это безусловно помогло немного проникнуться атмосферой и подготовиться культурно и морально к самому произведению. Но все-таки такого "вводного знакомства" с той далекой Японией мне оказалось мало, поэтому во многом первая книга оказалась для меня "как гром среди ясного неба".
К моей великой радости (хвала автору), в первой книге все неспешно и под множественные описания, рассуждения о женском идеале удаётся порефлексировать на заданные темы. Думая, что с последующими книгами удивление мое сойдёт на нет, я жестоко ошибалась. Не перестают удивлять ни японские женщины, ни красавчик Гэндзи, ни культура и обычаи в целом, ни автор, которая даже со смертью главного героя, не прекращает свою повесть.
Не возьмусь судить про японских женщин, но думаю мало современных представительниц "слабого" пола смогут по достоинству оценить Гэндзи. А ведь он не только внешне дивной красоты, но и человек хороший. Ну и что, что осчастливил (или все же обесчестил?) добрую половину японочек того времени? Он же при этом всем о них не забывает и каждой готов помочь и делом, и словом, ну или мысленно. Тем не менее слезливый красавчик бабник с тонкой душевной организацией далёк от героя нашего времени. Как представлю, что уже стареющий Джордж Клуни посылает мне романтические строки полные недвусмысленных намеков, а сам утирает рукавами льющиеся в три ручья слезы...
И несмотря на то, что с годами Гэндзи все-таки несколько охлаждает свой пыл и его мысли о высоком становятся более зрелыми, страсти только накаляются и невольно вспоминаешь все известные латиноамериканские мыльные оперы. Сюжет всех четырёх книг можно передать буквально в нескольких предложениях, зато все остальное - кладезь для любителей (да и не только) культуры Японии. Жаль только, что в политическом смысле показанный автором отрезок времени был совершенно неинтересен (или малодоступен писательнице?), отчего на протяжении всех книг герои ну ничегошеньки не делают во благо развития страны. И даже, кажется, мысли их такими глупостями не обременены.
Зато тут в изобилии особый философский взгляд на жизнь, смерть, добродетель. Поиски той самой единственной любви, религиозность и суеверность. А эти письма! Тут невольно возьмёшься за перо и идеальным каллиграфическим почерком выведешь:

Словно восхождение на священную гору,
Сжимает сердце и опять дыханье сперло,
Труднодоступность декабрьской вишни
И пленительная красота предложенных трудов.
О, зачем так жестоки судьи?