Больше рецензий

miauczelo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 сентября 2017 г. 21:39

267

4

Книга, комментарии к которой стали необходимы уже через столетие после ее написания. Исследователи даже спустя века комментирования не сходятся между собой ни по поводу количества наличествующих и утерянных глав, ни по завершенности/неоконченгости книги, ни по поводу ее авторства. Противоречия и нелогичности, внезапные возникновения героев, свидания, начинающиеся сразу со второго, необоснованность тех или иных действий объясняются то ли особенностями написания самой книги (по частям, и совсем необязательно в том порядке, какой предлагается именно нам), то ли существованием другой повести или даже нескольких повестей, настолько известных в то время всем остальным, что ссылаться на нее автор/авторы не посчитали необходимым, то ли тем, что часть глав утеряна.

Книга сложна тем, что герои именуются согласно их титулам, которые меняются от главы к главе (новое назначение императора, обмен титулами, или отставка). В начале каждой главы дается перечисление имен и титулов действующих лиц, что немного облегчает запоминание и помогает не совсем запутаться в том, кто есть кто и кто кем кому является. Но для того, чтобы лучше разобраться в тонкостях взаимоотношений в Японии того времени, желательно предварительно прочитать последний том этого сборника, где структурировано и довольно информативно излагается информация о титуловании, структуре власти, строениях императорского дворца, основных празднествах, обычаях, одежде, танцах, музыкальных инструментах, а, кроме того, приводятся те стихотворения, отдельные строчки которых цитируются героями Гэндзи моноготари. Все это позволяет создать дополнительный аудио-визуальный фон происходящих событий. А исторические деяния, которые вспоминают герои книги, авторство стихотворений, цитируемых полностью, объяснение тех или иных вещей (почему женщины показались Гэндзи высокими, или почему серый цвет платья назван странным) даются уже в отдельных комментариях к каждом тому.

Книга неоднородна. Сперва мы видим Гэндзи, праздно шатающегося по столице в поисках удовольствий и своего идеала любви. Любой намек на то, что в доме могут быть женщины (колыхание занавесей, силуэт за решеткой, звуки японского кото или бивы) -- и вот наш герой проникает в женские покои, вызывая тем самым смущение, замешательство, возмущение и переполох, а если по какой-то причине не может сразу добиться своего, то у него уже готовы обвинения обитательниц женских покоев в нечуткости и жесткосердии. Читать о его похождениях в поисках идеальной женщины с каждым последующим эпизодом становится все скучнее. А вот Гэндзи, слишком занятый своими обязанностями при дворе, на праздное гуляние уже нет времени, да и свой идеал любви он уже нашел, воспитал и шлифует, не забывая, впрочем, и о других женщинах, не столь идеальных, но все же… Чтение захватывает, развитие отношений между Гэндзи и Мурасаки вызывает сопереживание и искренний интерес. Гэндзи, помышляющий об уходе из мира после смерти своей любимой и -- глава, которая существует только в виде названия «Сокрытие в облаках». А потом начинается история его наследников, Каору и Ниоу, и уже их любимой Укифунэ, в чьих судьбах как бы продолжается его жизнь. Читая ее, напрочь забываешь о незавершенности книги, и неожиданно оборванный финал становится неприятным сюрпризом.