Больше рецензий

Raziel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 января 2011 г. 22:27

2K

5

«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»… И вновь французский историк и археолог Фред Варгас предстает перед читателем во всем своем великолепии. Давно и основательно беременная творчеством Варгас «Иностранка» два года вынашивала крайний роман писательницы и томила читателей ожиданием, но, честно говоря, оно того стоило. Фред Варгас для меня, наверно, единственный автор детективного жанра, читая которого, совершенно безразлично, о чем будет ее новый роман – о жутком кровавом убийстве или о походе с детьми в зоопарк. Каждая новая книга – это, прежде всего, повод встретиться с полюбившимися персонажами, не любить которых просто невозможно. Внушительная Ретанкур для одних – лейтенант уголовного розыска, для других - энергетическая богиня, а для огромного кота Пушка, величественно возлежащего на нагретой крышке ксерокса, и вовсе объект большой и чистой любви. «Он снова положил огромную голову на нагретую крышку, давая понять, что, если его по-прежнему будут носить к миске и позволят лежать на ксероксе, остальное ему безразлично. При условии, конечно, что Ретанкур не заведет интрижку с этим псом. Ретанкур принадлежала ему, и он любил ее». Хрупкая и вечно голодная Фруасси, специалист по связи и прослушке, падающая от страха в обморок при мысли о том, что придется пропустить обед, словно белка рассовывающая по всем укромным местам пакетики с едой. Юный бригадир Эсталер с зелеными глазами, «всегда широко раскрытыми от хронического удивления». «Адамберг пил редко, а Эсталер не пил вообще, потому что от спиртного у него делался туман в голове. Когда ему объяснили, что именно для этого люди и пьют, он был глубоко потрясен». Майор Данглар, мудрая серна и передвижная Википедия с беспокойными полостями в известняке души, требующая для работы лишь одного топлива - белого вина (хотя в этой книге, познакомившись с Абстракт, белому вину Данглар решительно и бесповоротно говорит свое «нет»! переходит на красное). И конечно, комиссар Адамберг - загадочный и непостижимый для всех (и для себя самого в первую очередь), чей мыслительный процесс и извлекаемые оттуда образы не поддаются никакому взлому, включая безупречно острый скальпель логики Данглара (вот уж совершенно неканоничный аналог Ватсона-Гастингса). Нельзя не сказать и о призрачной любви Адамберга, Камилле Форестье, краешком неуловимой мечты появляющейся на горизонте почти каждой книги и обрастающей плотью (а вместе с ней – профессиями композитора и слесаря-ремонтника) разве что в «Человеке наизнанку», ищущей ответы на все вопросы бытия, умиротворения и гармонии с вселенной в «Каталоге профессионального оборудования и инструментов». Это лишь часть основных персонажей серии, но не меньшего внимания заслуживают и эпизодические. Вспомнить хотя бы королеву Матильду из «Человека, рисующего синие круги», всемирно известного океанолога, готовую проявлять любовь к ближнему и сочувствовать человечеству по воскресеньям, но совершенно немыслимо, чтобы от нее требовали этого по четвергам – в дни бесстыдства, разброда, пустячных дел и сиюминутных удовольствий. Или негритянку Лизбету из «Уйди скорей и не спеши обратно», от улыбки которой всем хочется спрятаться на ее широкой груди и остаться там на всю жизнь. Или же старушку Жозетту в синих теннисках из «Игры Нептуна», зарабатывающую на жизнь вовсе не государственной пенсией, а самым натуральным хакерством. Перечислять можно долго, но факт остается фактом: у Фред Варгас совершенно потрясающие персонажи, часто эксцентричные, но неизменно притягательные в своей яркой неповторимости.

И вместе с тем не персонажами едиными, в книгах Варгас привлекают не только герои и их незабываемые диалоги, привлекает ее особенное видение мира и человеческих отношений с неизменными пряными нотами юмора и гротеска, иногда с едва различимым привкусом мистики и тонкой хрустящей корочкой абсурдизма, под которыми кроется безупречное понимание психологии, способность ухватить самую суть душевных механизмов и передать их, часто причудливой, но всегда точной метафорой. Впрочем, в разных книгах все эти ингредиенты присутствуют в разных долях, и в «Заповедном месте» первую скрипку играет все же детективная интрига. Во время ночной прогулки по знаменитому лондонскому кладбищу Хайгейт лорд Клайд-Фокс обнаруживает странную попытку проникновения за ограду погоста. С десяток пар французских туфель разного возраста и фасона выстроились в ряд у входа на кладбище. Лорд понимает, что туфли стоят не просто так от нечего делать, что они хотят войти на кладбище, но не в этом странность (в конце концов, стоящие в ряд туфли ничуть не безумнее человека, который за несколько месяцев съел свой шкаф). По-настоящему странным лорду показалось то, что туфли не были пустыми. В них были ноги. Ноги, разумеется, французские, ибо какой же англичанин в здравом уме и твердой памяти станет покупать французскую обувь?! Лейтмотивы нового романа Фред Варгас – граница между страхом и разумом и бескрайние континенты безумия, которые без устали завоевывают маниакальные конкистадоры, готовые поедать шкафы, самолеты и фотографии родственников. Они истово верят в лишь им открытые иллюзорные миры и древние легенды глухих деревень, персонажи которых готовы восстать из могил, чтобы завершить начатое сотни лет назад. Но бывает ли дым без огня, а суеверия – без зерна истины? Так ли зыбка почва континентов безумия, как кажется на первый взгляд? Для ответа на эти вопросы, разгадки тайны французских туфель и ничуть не менее странного убийства всеми забытого старика (- Ну и бойня, - сказала она. - А где тело? - Везде, лейтенант, - ответил Адамберг, показывая на комнату.) комиссару Адамбергу придется покопаться в истории Хайгейта, принять роды у кошки и защитить ее потомство, обезвредить дракона «в высших кругах», вновь столкнуться с призраками прошлого из родной беарнской деревеньки, отведать кобасицы, приоткрыть шлюзовую камеру в бессознательное, повидаться с родственниками Данглара (- Но почему ваш дядя находился в Сербии? - Потому что он был сербом, комиссар.), провести ночь в сербском склепе с жеваками, вздыхающими в гробах, отмотать историю на триста лет назад и найти разгадку в тарелке с морскими язычками а-ля Плогофф. Прекрасная книга прекрасного автора. Hvala, Фред.

Комментарии


Ура, ура! мне ее сегодня должны из Лабиринта доставить.
Спасибо за рецензию! Порадовалась.


Порадуетесь еще больше, когда прочитаете. ))


Очень интересная рецензия. Обязательно прочту книгу.
Спасибо!


Вам спасибо. )


У меня книга в ближайших планах. Спасибо за рецензию


На здоровье. )


только мы книжку напечатаем, а вы уже прочли и отрецензировали) ай да молодец)


Так она у меня еще месяц до этого пролежала. ))


как точно и магично Вы написали - особенно нужно читать после прочтения собственно книги, вдогонку, словно ловишь языком ползущую по стенке бокала последнюю капельку вина, - и соглашаться про себя: да, да, всё так! и про персонажей хорошо, и цитаты удачны и показательны...
спасибо. приятно очень.


Спасибо, мне еще приятней. :)


Очарована Варгас. Рецензия великолепно отражает суть очарования, лучше не скажешь.


Спасибо.)