Больше рецензий

anisey

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 сентября 2017 г. 19:24

329

5 Дети нашего царя...

К трудам Веры Боковой я присматривалась давно. Я люблю книги такого рода, но всякий раз опасаюсь нарваться на агитку, что-то в стиле speed info или околоисторическое фэнтези. Тем более, описывая быт российских августейших особ, легко впасть в крайности: либо восторгаться и ностальгировать по "хрусту французской булки", либо срывать покровы, рассказывая, как лаптем щи хлебали и портянкой занюхивали.
Автору этой во всех отношениях замечательной книги удалось невозможное: написать увлекательно, с уважением и любовью к предмету, и в то же время достаточно научно, не скатываясь в дилетантизм и "скандалы-интриги-расследования". Единственный момент, который можно было бы назвать фривольным, это отрывок из письма императора Александра Салтыкову, в котором он описывает успехи во время брачной ночи с женой, но и он дан лишь для понимания настроений и характера молодого императора в тот период.
Мне, например, всегда было удивительно, насколько пренебрежительно подаётся история в школьном курсе. Усталым и обалдевшим от зубрёжки детям вдалбливают столбики дат, страницы фамилий, какие-то "предпосылки" и "последствия", от которых голова пухнет. Главы, посвящённые культуре и быту, обычно игнорируются вовсе. Захотите - почитаете, нет так нет... Кроме того, характерной чертой как курса истории, так и курса литературы является возведение известных личностей на пьедестал и воскуривание им фимиама. Не лучше ли показать, что исторический персонаж (учёный, монарх, писатель, нужное подчеркнуть) - тоже человек, со своими привычками и слабостями.
Разумеется, изучить биографию каждого, о ком упоминается в учебнике, в отдельности невозможно, зато вполне реально узнать больше об образе жизни людей определённой эпохи и, возможно, "предпосылки" станут понятнее и не придётся их зубрить.
Вот это меня занесло, однако! Продолжаем разговор о русских царях. В нашем представлении "живёт как царь" означает сыто, пьяно, расслабленно... Но так ли было на самом деле? Царевичи и царевны Допетровской Руси ещё, возможно, были избалованы жарко натопленными горницами, меховыми одеялами и медовыми пряниками, хотя, например, Ивану III пришлось рано повзрослеть и вникнуть в круговерть государственных дел. Зато с начала 19 века в царских детях начали воспитывать аскетизм и самодисциплину, порой даже чрезмерную.
"Все мы родом из детства", - гласит поговорка. При изучении детских лет Петра III, например, становится понятно, почему его характер оказался столь неровным и даже жестоким - порка и стояние на горохе не способствуют спокойствию и мягкости... Легко объяснимо императорское обаяние Александра I - бабушка с самого детства воспитывала его как будущего наследника престола.
Советская историческая наука пропагандировала отношение к царской фамилии (за исключением, пожалуй, Петра Великого) как к кучке избалованных лентяев-тунеядцев. Не спорю, бывало всякое: и ослеплённые возможностями, кои давала знатность, распущенные великие князья, и любимчики родителей, не знающие удержу в желаниях, но всё же большинству царских детей удавалось внушить уважение к титулу и умение носить его с достоинством.
Порой воспитание бывало даже слишком "спартанским", причём дело не столько в условиях жизни детей (тонкие одеяла, простая пища, скромная одежда), сколько в привычке к "прохладному" отношению со стороны родителей. Даже любя детей всем сердцем, августейшие родители всячески сдерживали себя, дабы не выказать этого. В результате, например, сыновья почти не ощутили горя после гибели Павла I (недосягаемый отец стал просто ещё более недосягаемым). Тем более странно мне было узнать, что Николай I, которого принято называть "Палкиным" и выставлять солдафоном с оловянным взглядом, никогда не упускал возможности поиграть с детьми и приласкать их.
На мой взгляд, очень верной парадигмой воспитания царевичей и царевен являлась привычка к самодисциплине. Важную роль играло осознание недопустимости определённого поведения, а не угроза наказания. Автор подчёркивает, что в 19 веке телесные наказания не применялись (во всяком случае, об этом нигде не упоминается), и это, безусловно, говорит в пользу такой системы воспитания.
Начиная с дочерей Петра Великого, девочки получали образование (причём с каждым поколением оно улучшалось) и, хоть и были обречены на заключение брака, не отстранялись от светской жизни, читали, учили языки, путешествовали наравне с мальчиками. Учитывая, что со времён, когда царевны не имели права показываться на глаза никому, кроме родных, прошло всего-то полтора-два столетия, прогресс налицо.
В книге постоянно звучат "голоса героев": автор приводит отрывки из писем, дневников, мемуаров. Это очень важный момент для понимания (хотя бы частичного!) характера и поступков человека, знакомого широкому читателю в лучшем случае по парадному портрету. Изучая историю по учебникам, мы узнаём о реформах, войнах, походах, но нисколько не приближаемся к постижению тайны личности. Именно поэтому я предложила бы выдержки из этой книги школьникам. Мне кажется, что им было бы действительно интересно услышать, что ели, во что играли и чему обучались их августейшие сверстники, что им нравилось, а что - нет, чем были заняты их мысли.
А пока никто не прислушался к моим предложениям по реформированию школьного курса истории, я пойду читать другие книги Боковой, что и вам советую)

Написано в рамках Долгой прогулки-2017, команда Бадлон Козловского.
картинка anisey
Название фильма, думаю, и так у всех на слуху) Хайпанём же!

Комментарии


возведение известных личностей на пьедестал и воскуривание им фимиама

Чёт вспомнил Крылова:
Обвешан серебром и златом
Стоял в наряде пребогатом.
Завален жертвами, мольбами заглушён
И фимиамом задушён.


У меня в голове крутилась эта же строфа) Именно ей я обязана знанием лексического значения слова "фимиам")))


Аналогично!


ситуация про мудрого секретаря и странного судью - это наши реалии)))