Больше рецензий

15 сентября 2017 г. 22:58

2K

3 Об истинном атеизме

Эгоизм счастливых людей — беспечный, поверхностный и безотчетный.
Эгоизм несчастных людей — ожесточенный, горький и убежденный в своей правоте.
Мария Эбнер-Эшенбах


Я долго колебалась между 3 и 4. В какой-то момент второй части даже задумалась о 2… Давно книга не вызывала у меня столько противоречивых эмоций. Мои впечатления будто прыгали на батуте, то захватывает дух, то уже утомляет.

Начало моментально затянуло меня в действие. Погружение в мир архитектуры, такой величественный и строптивый, противостояние личности раболепствующему обществу. Для меня бесспорно главной темой книги является эгоизм и все его вариации. Мы все тщеславны (мне кажется, я пишу это практически в каждой рецензии), нам нужна слава, внимание и проектирование обстоятельств в нашу пользу. Такие, как Питер Китинг, простирают себе дорогу к блаженному успеху по головам, не обладая конкурентоспособным талантом. Подобные Эллворту Тухи – самые опасные эгоисты, которые прикрывают свою низменную страсть к власти альтруизмом. Гейл Винанд – это пример эгоизма, исковерканного трудным детством и порожденного верой, что каждый способен продать душу за деньги. Избалованная отсутствием жизненного опыта Доминик Франкон активно занимается разрушением и саморазрушением. И есть Говарды Рорки. Их мало, но именно такие эгоисты творят историю и двигают мир в новом направлении.

Книга ярко показывает всю тяжеловесность мира искусств. Как болезненно и агрессивно воспринимается всякая новая идея, как кровью борется классическая школа за свои принципы. Например, античные мотивы веками главенствуют в архитектуре. Их элементы в изобилии встречаются по всем городам мира. Но разве здания модернистов не прекрасны? Или сумасшедшие творения постмодернистов? Этого требует время, нужно уметь меняться и совершенствоваться, а не держаться за свою комфортную зону и уничтожать всякого, кто идет вперед.

Ещё одна из тем, которую писательница преподнесла нам, это метания бесхребетной толпы. Эта, увы, наша реальность. Большинство людей – это пластилин, из которого при правильном подходе можно вылепить все что нужно. Бей на ценности, которыми толпа так кичится, и она посмотрит на тебя с обожанием. Можно подавать ей дешевую пародию на искусство, говоря, что это шедевр, и она побежит скупать билеты, можно заклеймить одного дерганьем за самые тонки струны души. Эллворт Тухи в книге просто создал целую инструкцию по подчинению себе масс. И да, это все есть и в нашей реальной жизни.

Так почему же я поставила такую оценку? Ведь первую книгу я просто поглотила, меня загипнотизировали личность Говарда и его абсолютно демоническая одержимость. Страницы его противоборства с миром, настроения архитектурного мира Нью-Йорка того времени были для меня удивительным путешествием. Но во всем виновата она – Доминик Франкон. Терпеть не могу в книгах образы «псевдоидеальных» героинь: она самая умная, самая красивая и самая непонятая. Когда девушка еще мелькала на задних планах, когда в ее сердце еще была настоящая любовь без самокопания, то было терпимо. Но чем больше эгоистичные тараканы Доминик проникали в действие, тем становилось всё тягомотнее. Появилась неестественность, если честно. Много ванильно-лирических диалогов, которые просто губили главную тему романа. Ядовитое мировоззрение Доминик магически влияло на героев: все в нее влюблялись и начали в прямом смысле слова «тупить», простите за жаргон. Куда-то мгновенно уходили мужественные жесткие мужчины, оставались только влюбленные мальчики, которых чувства вели к гибели.

Из-за всего этого вторая часть меня мучила. Я хотела больше настоящей кухни журналистского мира, архитектурного, который вообще растворился. Верен себе остался только Эллворт Тухи от начала до конца, именно он, на мой взгляд, самый продуманный и целостный.

Для меня «Источник» разделился на две абсолютно разные книги. Как меня захватила первая часть и как покушалась на мое душевное состояние вторая, но не смогла полностью загубить все положительное. Вот поэтому 3. Чувствую, неминуема моя встреча с «Атлантом». Но не в ближайшее время точно.

Комментарии


Очень согласна с вашими впечатлениями) у меня практически идентичные. Если первая часть книги идет на "ура", захватывает, то от второй половины начинает сводить скулы( да еще эти диалоги и замечания автора в стиле "она знала, что он знает, что она знает..."


Согласна насчёт Доминик! Думала, такими нереалистичными женскими образами грешат только писатели-мужчины. Но Айн Рэнд всех их превзошла.