Больше рецензий

16 января 2011 г. 17:44

143

5

"Похвала Глупости" - острый социальный памфлет, написанный Эразмом из Роттердама на злобу дня и общества. Он, от лица Мории - богини Глупости - в хвост и в гриву гоняет всех ,кто чураясь глупости, пыжится быть мудрым и учёным, и на нехитрых примерах показывает как порой глупость является предпочтительнее:



....В главе пятнадцатой "Притчей Соломоновых" говорится; "Глупость -- радость для малоумного". Это означает, что без глупости ничто не сладко нам в жизни. О
том же читаем и в ином месте: "Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь"



Эразм рассуждает о всех сословиях, особенно заостряя своё перо на ревностных служителях церкви, чьи добрые дела во имя Отца и сына Божия всего лишь тонкая ширма, за которой они плетут свои интриги, ведут свои мирские, часто совершенно небогоугодные дела и замышляют свои коварства:



....Ревнуя о Христе, папы огнем и мечом отстаивают "наследие Петрово", щедро проливают христианскую кровь и при этом свято веруют, что они по завету апостольскому охраняют невесту Христову - церковь, доблестно сокрушая ее врагов. Как будто могут быть у церкви враги злее, нежели нечестивые первосвященники, которые своим молчанием о Христе позволяют забывать о нем, которые связывают его своими гнусными законами, искажают его учение своими за уши притянутыми толкованиями и убивают его своей гнусной жизнью…..



или вот ещё
.



...Ныне же, напротив, все труды возлагаются на Петра и Павла, -- у них
ведь довольно досуга, -- а блеск и наслаждение папы берут себе. При моем содействии никому в целом роде людском не живется так привольно и беззаботно, как им. Они мнят, будто в совершенстве исполняют закон Христов, если, надев на себя мистический и почти театральный убор, присвоив титулы "блаженнейшего", "преподобнейшего" и "святейшего", раздавая благословения и проклятия, разыгрывают роль верховных епископов. Смешно, старомодно и совсемне ко времени в наши дни творить чудеса. Поучать народ - трудно; толковать священное писание - схоластично; молиться - бесполезно; лить слезы - некрасивои женоподобно; жить в бедности - грязно; оказаться побежденным - постыдно и недостойно того, кто и королей едва допускает лобызать свои блаженные стопы; наконец, умирать - неприятно, а быть распятым - позорно….



Эразм от лица Глупости рассуждает об ораторах, о богословах, способных исказить, переиначить и вывернуть наизнанку каждую строку в обоих Заветах, говорит о тщеславии человеческом, о всём том, что ежедневно восхваляет её, Глупость больше порой чем всех других Олимпийских богов, в ряд с которыми она себя ставит.
Мория искусно говорит о мнимых людях искусства, которые ставят себя на рукотворный пъедестал и подобно мелким божкам, ничегошеньки не стоят:



Нужно ли поминать здесь служителей свободных искусств? Им всем так
близка Филавтия, что иной скорей откажется от отеческого достояния, нежели признает себя лишенным таланта; таковы в особенности актеры, певцы, ораторы и поэты, из коих кто невежественнее других, тот и наглее в своем самомнении, громче хвастается, больше пыжится. Но на всякий товар свой купец найдется, и, мало того, чем бездарней такой человек, тем больше у него почитателей; самая низкопробная дрянь всегда приводит толпу в восхищение, ибо значительное большинство людей, как уже сказано, заражено глупостью. Невежда и сам собою доволен, и другие им восторгаются, так зачем же стремиться к истинной учености, добываемой великими трудами, приносящей с собою робость и застенчивость и, наконец, ценимой столь немногими?!....



"Похвала Глупости" - это сплошная цитата, способная умного человека заставить найти в ней себя, ухмыльнуться и попытаться использовать нужную глупость во благо, а ненужную - отсеять, как гнилую муку.
Глупость постоянно говорит своему слушателю "глупейшие мои слушатели!", давая понять, что все мы мазаны одним миром, имя которому Мория, Блаженная Глупость.