Больше рецензий

cadien

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 сентября 2017 г. 20:07

1K

5

В большинстве своем люди всю жизнь только и делают, что утрачивают надежды и чаяния, присущие им в двадцать лет.

Пожалуй, со мной такое впервые в жизни: французский автор - и полнейший восторг! Литература Франции всегда оставляла меня по меньшей мере равнодушным: мое знакомство с Бальзаком ограничилось одной его книгой, Пруста я усердно обхожу стороной, и даже классика французской приключенческой литературы не раз нагоняла на меня сон. Но каково же было мое удивление, когда Дрюону удалось поймать мое самое пристальное внимание с первых же страниц, и не отпускать до самого финала. Возможно, причиной тому во многом послужил стиль автора - он пишет сжато и по делу, почти не отвлекаясь на абстрактные описания; его интересуют исключительно чувства героев, их мысли и мотивы; эпитеты по отношению к пейзажам или комодам 19 века в стиле кого-то там сведены к минимуму. Почти всю книгу составляют поступки, мысли и слова героев, а их здесь великое множество.

Поначалу читатель пребывает в недоумении, кто же является главным героем. В первых главах создается впечатление, что это Симон Лашом, но потом он внезапно исчезает на несколько глав, и повествование ведется о совершенно других людях. Поэтому можно с уверенностью сказать, что здесь нет одного конкретного главного героя. Все действующие лица одинаково важны для Дрюона, у каждого есть своя трагедия - маленькая или большая. Сюжет романа строится вокруг двух могущественных семейств Парижа в 20-х годах 20 века - Ла Моннери и Шудлеры. Они связаны между собой не только узами брака и огромным количеством общих знакомых, но и общей трагедией, а именно - эмоциональной скупостью и безразличием к окружающим. Им принадлежат огромные состояния, весь Париж уважает их, но как люди они уже давно перестали существовать, от них осталась лишь пустая оболочка.

Сюжет развивается стремительно, каждая глава насыщенна важными событиями, которые происходят с разными героями. Похороны, любовные интриги, липовые близнецы, самоубийство, финансовые махинации - Дрюон даст фору хоть Джорджу Мартину. Текст книги очень живой, чувствуется, что автор относится к своим героям с нисхождением, тут и там проскальзывают юмор и ирония. Но что удивительно - никто из персонажей не вызывает сочувствия. Я бы не хотел видеть в своем окружении никого из Шудлеров или Ла Моннери. Их заботят только собственные беды, горе ближнего оставляет их по меньшей мере равнодушным. Даже Симон Лашом, выходец из бедняков, становится в этом обществе циничным денди и вызывает отвращение своей надменностью.

Самым неодназначным персонажем мне показался Люсьен Моблан, или Люлю. В отличие от своих богатых родственников, изуродованных прежде всего морально, в его персонаже самой отличительной чертой является уродство физическое. Отмеченный с рождения следами гинекологический щипцов, а затем заклейменный (не без основания) импотентом, он люто ненавидит как Ла Моннери, так и Шудлеров, и все свое состояние спускает на молоденьких женщин и игорные дома. Но по крайней мере он не кривит душой, знает о своем уродстве и знает, что другие его презирают за это. Поэтому судьба Люлю становится самой трагичной из всех: на семейном совете принимают решение взять его под финансовую опеку, отрезав ему таким образом доступ к миллионам, и в итоге он, 62-летний беззубый старик с изуродованным черепом, умирает в приюте для умалишенных от избиения санитарами. В предсмертом отчаянии он зовет на помощь своего сводного брата Жана и их мать, но оба они уже давно мертвы, и на его собственные похороны не является никто из родственников, кроме вездесущей госпожи Полан, падкой на смерть и трагедию.

Прочитано в рамках "Игры в классики".

Комментарии


Я вообще не думала, что мне Дрюон понравится, но когда стала читать и после 100 страницы втянулась, поняла насколько он прекрасно пишет с культурной составляющей, мне это ещё напомнило местами Робертсона Дэвиса


про Дэвиса много слышал, но сам пока что не читал. а Дрюон - да, мощный писатель. обязательно буду читать продолжение


Отличная рецензия, написанная мужской рукой. Сразу ощутимо - все содержательно, аналитически и по факту, без лишних страстей и восторгов по поводу описания комодов "какого то там века". Автору уважение и благодарность)