Больше рецензий

31 августа 2017 г. 21:50

96

Представьте классический нуар, добавьте научной фантастики, по вкусу элементов хоррора и боевика и присыпаем это всё ощущением полной безнадеги и разочарования. И вот, перед вами пятый роман Аластера Рейнольдса и, кажется, первый его роман вне серии. ( Попутно это просто первое произведение, с которым я познакомилась у данного автора, и, походу, последний).
Что могу сказать, сначала все было мутно и никаких чувств не вызывало, т.к. там идет постоянное переключения с разных сюжетных линий, потом мне все нравилось, а в конце все снова мутно, но уже появлялась какая-то обреченность. Ну знаете, в стиле: я поняла, чем все кончиться, знать это не хочу, написала бы лучше, но в правилах сказано "прочесть " до конца.
Интересна книга как раз своим смешением жанров и обилием контрастов. Точнее, не совсем контрастов, а наличием мелочей и альтернатив. Т.е. у нас есть альтернативный Париж ( а не прошлое, как сказано в аннотации -.-), где есть некоторые исторические отличия, и пост-апокалиптическое будущее 23-его века. Соответственно , главные герои : детектив - неудачливый джазовый музыкант, которому не слишком везет с женщинами, и археолог, ищущая артефакты на покинутой планете и практически попавшая под трибунал.
Данное произведение вообще сложно обхватить в целом и высказать общее мнение, не затрагивая сюжет. А так как у меня нет ни малейшего желания его пересказывать, прошу извинить некоторую обрывистость мыслей.
Во-первых, очень сильно заметно, что автору альтернативных мир куда интересней. По крайней мере, персонажи, выросшие в той среде, выглядят более живыми и настоящими, за ними есть история. Пусть образы несколько лаконичны, но они пропитаны своей эпохой. А вот жители будущего на мой взгляд. немного из картона. Несомненно, хороший ход - прописать противостояние не двух миров, а внутри одной эпохи, причем ретры, умеренные и агрессивные прогры интересны, интересны их точки зрения и подход к жизни. Что важнее: сохранение наследия прошлого или создание нового будущего? и какими способами достигать желаемого? Это вечные вопросы и здорово, что здесь их затронули и привлекли к этому внимание. Но из выше упомянутого "во-первых" вытекает "во-вторых". И оно гласит: ну уж если ты придумал такой шикарный мир, причем, по-моему, подобного еще нигде не было. ну пропиши ты его нормально! Я не знаю, чего здесь не хватило. Да, говорят, что прописывать сплошным текстом информацию, которая помогает ориентироваться в созданной Вселенной, дурной тон и признак небольшого таланта, и необходимо подавать информацию читателю постепенно и косвенно, но когда несколько глав построены на сплошном диалоге, из которого надо узнать все и сразу, это тоже не есть хорошо.
И, наконец, что за попытка любовной линии? Либо делать хорошо, либо не делать никак! Вот девиз, с которым надо подходить к жизни и к книге. В своих симпатиях я металась между главными героями и в итоге мне стали подбешивать оба. Зачем за основу брать разнополую пару, пытаться навести какой-то такой любовный налет, и в итоге пшик. Нет, концовка меня не удивила от слова "совсем", но вместе с любовной линией, так же легко и непринужденно, автор рвёт кучу других сюжетных ходов. Нет, вы не думайте, это происходит не только в последней главе, просто у Рейнольдса, видимо, манера, что-то придумать, ввести в сюжет, а потом сказать, что имел ввиду не это или вообще об этом забыть. Но возможно, все это вытекает из "во-вторых".
Данный роман является хорошим экспериментов, как симбиоз нуара и НФ, и даже вполне самодостаточен. Его можно читать вдумчиво, можно взять в поезд, есть моменты, позволяющие расслабиться, а есть те ,что могут пощекотать нервы. Но лучшим лекарством, на мой взгляд, от большинства недостатков, было бы сделать его основой новой серии. Я буду ждать и надеяться только на это.

Книга прочитана в рамках "Долгой прогулки-2017" Ленусом Необыкновениусом из команды "Тараканы"