Больше рецензий

vaenn

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 января 2011 г. 21:32

165

5

Долгими зимними вечерами душа попросила почитать что-нибудь с эффектом "Как в детстве". Надо заметить, что значительную часть этого самого детства (лет, пожалуй, уже с 9-10) лавры главного жанра литературы я отдавала историческому роману, а книги на прочтение выбирала в первую очередь с оглядкой на их толщину... По счастливой случайности кандидат на "как в детстве" в нужный момент оказался под рукой - как-то мимоходом мне довелось прикупить "Обрученных" Алессандро Мандзони. Увесистый (600 с лишним страниц) томик на первый взгляд полностью соответствовал требованиям капризной души: и объем, что надо, и репутация (периодическое вхождение в перечень книг, обязательных к прочтению, комплименты Пушкина и Гете, заботливо процитированные издателем, слава первого исторического романа в итальянской литературе) не подкачала.

Итак, нет повести печальнее на свете... Нет-нет, с родительским благословением у Ренцо и Лючии все обстояло благополучно: Лоренцо сирота, а мать Лючии души не чаяла в будущем зяте. Проблемы молодых влюбленных совсем иного свойства. В Италии XVII им "посчастливилось" родиться крестьянами, которым трудно найти управу на сильных мира сего. А управа понадобилась - на красотку Лючию положил глаз сеньор окрестных мест, и проявивший понятливость местный священник в день свадьбы отказался венчать обрученных. Все, что осталось бедным влюбленным - разлучившись волею случая, бежать из родных мест. А читателю - на протяжении нескольких сотен страниц переживать, удастся ли героям еще свидеться...

Не в пример многим современникам (а первая редакция "Обрученных" увидела свет в 1827 году) Алессандро Мандзони написал все же не любовно-авантюрный, а исторический роман. Посему, живописуя горести и приключения своих героев (а порой - и серьезно от них отвлекаясь), автор не упускает возможности с головой погрузить читателя в реалии тех времен. Испанское владычество, отголоски Тридцатилетней войны, хлебные бунты в Милане, тамошняя же чума 1630 года - обо всем этом Мандзони рассказывает живо, увлекательно и (где это возможно) не без чувства юмора. Особенно хороши у писателя ненавязчивые экскурсы в "Их нравы", кто бы ни были эти "они" - от аристократов до крестьян, мещан и приходских священников. Причем, чем дальше от дворцов, тем автору интереснее: описать не деяния великих, но жизнь простых людей в непростое время и было главной целью Мандзони.

В своем стремлении поддерживать марку историка писатель временами обескураживает - не в каждом романе автор стремится подтвердить свои слова... цитатами из указов правителей тех времен или ссылками на труды коллег. Впрочем, здесь Мандзони выбрал своеобразный путь. "Ох уж эти классики!", - возопила та самая капризная душа, когда из вступления стало ясно, что синьор Алессандро пошел по пути, не чуждому другим своим современникам. Дескать, на авторство представленного скромного труда он не претендует, а лишь цитирует произведение анонимного автора описанных времен... и прочая... и прочая... И этим своим положением "издателя" автор воспользовался на полную катушку. Чуть ли не постмодернистская игра с цитатами - это еще "полбеды". А подчеркнуто анахроничные по большей части аллюзии (от современного "издателя" - современному же читателю) - это еще четверть "беды". Главное - Мандзони не упускает возможности поиронизировать над описываемым укладом в духе, который для гипотетического "автора" был бы недопустимым, а героев, любящих поразмышлять в стиле "История рассудит", он не без удовольствия оставляет в дураках. И получается у него это настолько замечательно, что, читая, легко не заметить/простить/забыть условности, вообще свойственные литературе того времени (ту же тягу к использованию бога из машины, например)... При всех своих достоинствах и не без учета некоторых недостатков "Обрученные" - хороший роман. И не потому, что толстый :)