Больше рецензий

18 августа 2017 г. 23:31

2K

4.5 Равнодушная Вселенная

Потому что у вас, в вашем положении, не только друзей нет. Вы до такой степени одиноки, _что_ _у_ _вас_ _и_ _врага_ _нет_! Вот чего вы никак не хотите понять.

я думал вы звезду чертили
чтоб принимать нас в октябрят
а тут у вас поинтересней
обряд

*спойлеры, разбор книги*
Всё-таки нельзя читать Стругацких в Википедии. Странная штука, девять десятых читателей совершенно не понимают, о чём писали братья. Вроде всё на поверхности, всегда есть детективные "оговорки", всегда есть намёк на сложность и глубину, а читатели стройными отрядами: "Так ведь нам сказали открытым текстом ТАК!" И не сказать, чтобы я читала МНОГО их романов, наоборот, я практически незнакома с их творчеством, но зачастую я расширяю глаза и подсовываю откопанные фразы "Так ведь они ж открытым тестом...". А вот фиг. Да как я посмела подумать не как все?

Так как меня заинтересовала тема прекращения научных исследований, довольно быстро прикончила повесть. И вдруг поняла, что сюжет, пересказанный в Вике, и сюжет, пересказанный в книге, - это при одной и той же событийной канве совершенно разное смысловое наполнение.

Итак, что же происходит по общему мнению? С некоторыми людьми, учёными и не очень, начинают происходить странные явления - соблазняют красивые девушки, приходят странные физически исчезающие личности, убеждающие в существовании инопланетян, какие-то женщины рассказывают про Девять Неизвестных, которые следят за научными исследованиями, которые могут уничтожить человечество. Всё это проявление Гомеостатического Мироздания, которая должна находиться в постоянном равновесии энтропии и разума, и как только количество разума (изобретений) начинает превышать некую константу, которая уравновешивает энтропию, Вселенная лёгким движением пальцев создаёт вокруг изобретателей вихрь сверхъестественного. Почти все отказываются от результатов исследований и передают их человеку, которому не жалко себя - Вечеровскому. Который понесёт знамя разума и блаблабла.

What the fuck? - спросила я, ещё не успев дочитать и 80%. Одно допущение я готова была сделать (в смысле, что жена Малянова резко сошла с ума и вместо того, чтобы, получив паническую телеграмму, стараться прозвониться мужу, побежала ловить попутный самолёт, так как здесь лакуна, предположим, что дозвониться было невозможно, хотя какого чёрта она не пытается позвонить в Одессу матери, чтобы она не нервничала - это уже вопрос вопросов), но дальше меня застопорило по полной.

Во-первых, Вселенной на фиг не надо останавливать исследования. Разум растёт в одном месте, увеличивай энтропию в другом. Это закон для всех систем. Во-вторых, предположение "Вселенная просто не может прицелиться и бьёт вокруг" не выдерживает критики. События вокруг испытуемых происходят крайне точечные. В-третьих, ничего плохого с испытуемыми НЕ ПРОИЗОШЛО. Масса народа вокруг них, которые полностью под управлением сверхъестественных сил (милиционер, ребёнок, масса женщин и странно ведущих себя мужчин, о которых сказано так невнятно, что мне представляются тут не драки, а что-то гомосексуальное), но никто не делает никаких попыток причинить вред.

И вот тут мы переходим к "в-четвёртых" и я прекращаю считать. Самый главный вопрос: откуда Вечеровскому знать, что это не сверхцивилизация, а сама Вселенная? Он не приводит никаких доказательств, это всего лишь теория. Теория, которую радостно подтверждают сверхъестественные силы, подписывающиеся "Гомеопатическое Мироздание, хихихихи". И ещё раз перечитайте цитату, которую я привела в начале рецензии. В данной репризе Вечеровский говорит не про тех несчастных, кто собрался с ужасом обсуждать в квартире Малянова "Да шо происходит", Вечеровский говорит о человечестве. И употребляет местоимение не "мы", а "вы".

Главную мысль нам суют под нос очень и очень навязчиво:

Мне хотелось только убедить вас, что вы поставлены перед неким выбором и выбор этот должны сделать в одиночку, сами.

На самом деле намного более умная мысль звучит во время обсуждения, но потом все начинают слушать Вечеровского, а мысль, если её правильно сформулировать, на самом деле звучит так: "Если бы нам захотели помешать исследовать, действовали бы против нас самих". Чего легче? Болезни, которые и так случаются у испытуемых (у Захара), тюремный срок (милиционер всё равно обещал), уничтожение работ (вон как милиционер потянулся к графику, да и мальчишка запросто мог бы изорвать всё в приступе "невинной детской шалости") и, в конечном счёте физическое уничтожение носителей изобретений. Вон Снеговой умер... И вот тут мы снова стукаемся об крайне простое и логически неопровержимое доказательство - Снегового не убили, Снеговой испугался и убил себя сам. Так говорит Вечеровский. Напоминаю, если мы признаём Вечеровского обычным человеком, который и сам противостоит Вселенной, то Вечеровский понятия не может иметь, что произошло со Снеговым. Ну, Вселенная не промахнулась, впал мужик в транс, как все эти осаждающие героев тёлки, да вышибил себе мозги. И это, если мы вообще считаем, что Вечеровский прав и действует Вселенная. Чё-то не хило нам приходится доверять Вечеровскому.

Но Вечеровский просто ставит вопрос ребром: вы должны сделать выбор. По идее, глупость подобного выбора подчёркивает жена Малянова Иринка: то есть, если это инопланетяне, надо бороться, если Вселенная, надо сдаться. Никакого выбора по сути и нет в таком случае. Вселенная - противник, который не по зубам. Но тут и возникает вторая навязчивая тема, которую постоянно повторяет Вечеровский: не думайте о том, кто или что вам противостоит, думайте о своих действиях.

Итак, что мы имеем на данный момент. У нас есть странная личность, которая чересчур много знает про происходящее и которая употребляет про человечество местоимение "вы", у нас есть испытуемые (я недаром называю их этим словом), которых пытаются одновременно подкупить и запугать, но при этом никто не претендует на свободу их волеизъявления (хотя силы, которые играют с испытуемыми, неоднократно показали, что им заставить человека транслировать свою волю, как два байта переслать), а также ничего опасного физического с испытуемыми ни разу не происходит.

Можно списать, что братья просто прохлопали ушами и осведомлённость Вечеровского (и его оговорки) - это просто непродуманность и заданный факт для сюжета о героях, противостоящих Вселенной, и чо ты, зараза, придираешься, садись и жри, что накладено, чай не герцогиня, все жрут. Но сам спор в квартире Малянова показывает, что как раз братья-авторы отлично отдавали себе отчёт в слабости теории о Вселенной, промахивающейся всегда на точно заданную величину и постепенно увеличивающей давление. Нет уж, единственное, что происходит в книге - это некто проверяет свободу воли группы людей. Хотя и подчёркивается одиночество, в котором должно быть принято решение, однако всех испытуемых (которые, какая неожиданность, знакомы друг с другом) сводят вместе, как бы случайно раз пиццот упомянув при них иные фамилии.

И тут бы мне хотелось выдать всё и про цивилизаторов, и про пришельцев, пирующих на обочине, и, быть может, про Господа Бога, благо Он там упоминается. Но надо танцевать не от моих тараканов, а маршировать вместе с тараканами авторов. Неоднократно Стругацкие упоминают равнодушие, с которым к нам относится Вселенная и другие обитатели. Десять против одного, Вечеровский прав, никаких противников нет. И против героев действительно работает вселенский закон. Только немножечко иной, чем его пытается представить наблюдатель Вечеровский. Некоторым людям даётся выбор рискнуть. Рискнуть по полной, так глубоко, как это только возможно. Что ждёт тех, кто продолжит рисковать? А ничего плохого. Вспомним, что произошло с Маляновым. Уже когда во дворе раздался оживлённый и весёлый гомон, "Дерево" - сказала я.

Это дерево - ключ ко всему роману. Что такое энтропия в пределах нашей голубой планеты? Хаос, преступления, войны, голод, в общем, всё то, что в понимании нашей цивилизации не должно существовать. А что тогда должно существовать?

И он съел эту тюрю, стоя перед балконным окном и глядя на залитый солнцем пустой двор. Даже деревья не удосужились посадить. Хоть одно.

Это же дерево в своём идеальном (в Платоновском понимании) дворе видит и Людочка. И дерево вырастает, когда Малянов снова возвращается к работе. Он изменяет тем самым мир. Он уже изменяет равновесие во вселенной, побеждая энтропию и возвращая миру то, что ему необходимо.

Но кто имеет право изменить мир?

— Сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор всё тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы...

Эта часто повторяемую танку Ёсано Акико, нужно читать полностью, не только вторую часть, как её в своей голове повторяет Малянов. Ему сказали, что дорога ведёт к "океану смерти", но мог ли он быть уверен в этом? Расплата за то, что испугался и свернул с того пути, по которому уже шёл, слишком напоминает "Химическую свадьбу", чтобы не проводить аналогий. Для того, чтобы ты мог менять Вселенную, Вселенная должна испытать тебя - подкупом и страхом.

С моей точки зрения, страх мог быть вполне реален в таком случае, но сами Стругацкие всем сюжетом настаивают на том, что страх выдуман. Дерево во дворе - знак радостный, что подтверждается желанием героя, чтобы во дворе были хоть какие-то насаждения, и благостными эмоциями, когда дерево появляется. Но Вайнгартен воспринимает дерево, как знак, что вот чё-то взорвалось совсем рядом. У него нет никаких оснований так думать, кроме страха. Как предвестник беды понимает телеграмму от родственников Малянов. А сам Вечеровский, который мог бы развеять опасения героев, вынужден молчать. Потому что иначе испытание провалится. Даже специально введён эпизод, где Малянов ждёт успокоения от Вечеровского, но не получает ничего. Он только может успокоить Малянова, что у того ещё будет шанс, шанс, когда не придётся рисковать столь многим, но Малянов уже сломан, перед ним только "глухие тропы".

Само название книги уже подменяет понятия. Если грозит конец света, то все бумаги, все исследования должны быть уничтожены, все на борьбу со Скайнетом! О каком научном любопытстве речь, если речь идёт о жизни грядущих поколений? Если миру грозит конец света, то Вечеровский, который не уничтожает исследования, преступник - самый страшный во Вселенной. Но Вселенной, по братьям Стругацкий, угрожает только изменение. Которое будут проводить не герои. Которое достанется кому-то, кому Вечеровский повезёт все эти бумаги.

Комментарии


в роли Вселенной вполне могла выступать и советская власть))


Устраивающая сверхъестественные розыгрыши?
Был бы роман социальным, пропало бы несколько учёных и их родные боялись бы о них говорить. Потусторонний элемент - имеется, СССР - мгновенно считывается.


ЭТО же Стругацкие... уж они умели наводить тень на плетень))... почитайте Град обреченый


У меня следующий в списке. Пыталась в детстве, дочитала до половины и потом лет двадцать к ним не прикасалась, только много после узнала, что они не сплошь настолько мрачные))
Но в МЛДКС мне очевидно, что Шоколад не виноват Мироздание (здание мира) тупо испытывает несколько человек, а вовсе не пытается запугать.
Вообще идея это как-то очень не к Стругацким. Это Лавкрафт в полный рост. Меня (помимо всего прочего) очень бесит эта его концепция, так как простое из одного шага логическое построение гласит - "Если Вселенная враждебна к тебе, то это ты мерссссский деструктивный элемент, который не может жить в мире, а вовсе не она")


я не верю в дружественность или враждебность Вселенной, я его в ее логичность и стабильность... а Миллиард для меня в первую очередь книга о трудности выбора и ответственности перед выборов... и еще конечно это книга о Боге просто глазами атеиста.. точно также как Пикник на обочине это опять же путь атеиста к Богу (любой человек атеист или Не атеист рано или в это упирается)


Там нет выбора в рамках заданной концепции. Если ты можешь уничтожить Вселенную, играть с этими силами - эгоизм. Выбор есть только в том случае, если выбор изначально заложен в систему. И именно на это и указывает весь сюжет.


с моей точки зрения вся наша Вселенная устроена именно на механизме выбора, и так называемая "свобода" и в этом и и исключительно и заключается, что нас постоянно ставят перед вилкой выбора (и очень часто между выбором просто плохого и очень плохого), вся остальная "другая свобода" - это мираж, химера нашего сознания.... Вселенная - очень жестко детерминированная и запрограммированная штука .. а если "включить Бога - как основание - базу Вселенной" тогда все встает на свои место... но в Миллиарде принципиально не важно, кто мешает ученым работать (Вселенная, инопланетный разум, власть или сатана- да кто угодно), Стругацким интересно как ведет себя личность под давлением и степень ее свободы выбора... и они просто расписали это на несколько моделей... я так вижу эту книгу - читал ее уже наверно как минимум раз пять

кстати модель эгоиста - это именно Вечеровский ... и эгоцентриста))


Либо детерменизирована, либо свобода. Свобода и есть возможность поступать как хочется и из сотни путей выбирать один.

Что касается книги, то я своё мнение уже высказала. Пока они сосредотачиваются на вопросе КТО, они напрочь забывают и не могут осознать всей многовариативности, если бы они стали искать ответа на вопрос ЗАЧЕМ.


да нет никакой многовариантности ... есть только "ДА" или "НЕТ"... "ЛОЖЬ" или "ИСТИНА"


Ну, я всё-таки считаю, что Мироздание не монохромно :)


ладно я пошутил)...
просто с возрастом все переоцениваешь -и очень хорошо понимаешь Малянова


Люблю Стругацких, но эту еще не читала, так что просмотрела по диагонали)


Почитай. Приятный язык и хорошее нагнетание напряжения.


обязательно, у меня многие их книги в планах)


Отлично!


А вообще перекатала мысли за ночь в голове и поняла, на что намекали Стругацкие.
*да, я именно жду, что меня спросят "Так и на что намекали?"*


Так и на что намекали?)


*ну, наконец-то!*
Я видела эту теорию в "Формуле Бога" Сантуша, братья же могли знать её из любых источников или вывести самим, на что очень похоже, если брать их творчество в целом.
Разум, развиваясь на одной планете, стремится распространится и на другие планеты. Спустя несколько миллионов (миллиард) лет, когда разум охватывает всю Вселенную, он объединяется и становится Богом. Как раз на тот момент, как Вселенная схлопывается обратно нах, в одну точку. В таком случае образовавшийся Бог снова даёт точке с материей достаточную энергию для Биг Бума и цикл повторяется заново, только уже с всемогущим существом во Вселенной.
Если что, я не сказала, что разделяю эту точку зрения, но общее направление мыслей Стругацких, имхо, очень похоже на то.


И старый Разум испытывает новый прежде, чем взять "в ученики"?


Прежде чем доверить какому-то куску космической пыли стать его элементом в будущем.


Какая то сила определенно есть. Испытывающая тех, кто идет вперед. И чем дальше продвинулся, тем сильнее сопротивление.


Думаю, она не только в книге, она и пожизнёво есть) Хотя явно не такая, как описано)


Согласна про жизнь. А книга, возможно, попытка разобраться в механизме.


Хз. Но сама идея с запугиванием, которое надо преодолеть, хороша и отлична разработана.


а читатели стройными отрядами: "Так ведь нам сказали открытым текстом ТАК!"

Странно, на самом деле. У Стругацких - открытым текстом? Да там смысл на смысле смыслом погоняет. Что хочешь, то и увидишь. В 20 лет одно, в 25 - уже другое, в 35 понимаешь, что раньше был дурак, а на самом деле небо в алмазах. Открытым текстом? - ну разве что для подростков и бородатых вьюношей в простынях.


Ну, можно и так)
Энивей, если копать, то там смысла у них всегда больше, чем официально.
А бородатые юноши в простынях - это кто? Мне представляются не то ролевики с очень странных (но в чём-то привлекательных) полигонок, не то коллоквиум на четвёртом курсе философского факультета.


А бородатые юноши в простынях - это кто?

Хе-хе, я имел в виду коктебельских мальчиков и их духовных преемников в виде хипстеров, но ваши варианты тоже действительны.


Боже. Загуглила коктебельских мальчиков. Выдало мне какой-то сётакон...


точно)