Больше рецензий

Lanafly

Эксперт

Влюблённая в книги

13 августа 2017 г. 02:14

1K

5 Замечательная Айрис...

Жизнь полна абсурдов и по большей части комична. Если она где не тянет на комедию, то и там не трагедия, а сплошная скука.

Спокойствие, только спокойствие. Вдох-выдох. И ещё раз, вдох-выдох...
Это вторая книга Мердок, которая во время чтения тревожила (да хватит подбирать слова!) СОТРЯСАЛА мою душевную уравновешенность. Я читала и негодовала. Перелистывала страницы и восклицала вслух нелицеприятные вещи в адрес нескольких героев, практически вынесших мозг.

Перефразируя известную песенку, напишу: "Кто не знает Мердок? Мердок знают все!" Доводилось ли вам познакомиться с её творчеством или пока сие действие вас миновало, - всё равно вам должно быть известно о том, что писательница великолепна в своём глубинном подходе к ситуации. Что леди Айрис непроста, а если и проста на первый взгляд, то это видимость. И нужно всегда держать ухо востро, потому что прекрасно разбирающая в философии, психологии и вообще в людях, Мердок создаёт героев махровоцепляющими, гулковибрирующими, удушливоконцентрированными. *поздравляю, если вы это выговорили*

Дальше уже привычно много


Здорово рискуя нарваться на непонимание, я признаюсь в грехе ГерояНелюбия. А конкретно Харриет. Да-да-да, что ж поделать. Иногда мне было её жаль, не стану скрывать, но как же героиня глупо закончила свою жизнь... Ведь умерла Харриет ещё до своей физической смерти, умерла она в момент чтения первого письма с признанием неверности от своего мужа Блейза.
Конечно, я всё понимаю: столько лет считать свой брак идеальным, выстраивать свою жизнь в этом браке, свою роль в этом браке... Гордиться достигнутыми успехами ячейки общества, верить в любовь мужа, любить самой, любоваться на сына, уже превратившегося в юношу. И вдруг - бац - и крах. И пустота. И боль. И стыд. И разочарование. И ужас. И... И... И...
Вот Харриет и съехала с катушек. Превратилась в некое существо, с горящими глазами, как постоянно говорит о ней сын - парень вполне здравых суждений, при всей его тонкости, одинокости и отчуждённости.

Но, если совсем честно, то бывает горе погорчее и беда побольнее, чем то, что случилось с Харриет. Хотя, конечно, критерии беды у всех людей разные... Но слишком уж Харриет заигралась в себя, в свою обиду на мужа, слишком наплевательски обошлась с Дейвидом, которому была как никогда нужна!

Сюжет банален. Казалось бы. Жили-были Харриет и Блейз (практикующий психолог без диплома) и их вступивший в пору юности сын Дейвид. Но только в другом доме с фасадом похуже жила-была вторая семья Блейза - Эмили и девятилетний сын Люка, замкнутый мальчик, прячущий даже от самых близких людей свои тревоги и радости.
Надо сказать, Блейз неплохо устроился с двумя жёнами: одна для услады тела, другая для услады души. Но не всё так просто, на него давит образ жизни Эмили, её вечные попрёки и недовольство своей участью замены "миссис Флегмы", как язвительно она именует Харриет.
Раньше для Блейза всё было проще: сначала он блаженствовал с любовницей, тяготясь женой. А когда отношения перешли в обыденность, мысленно вознёс жену и нашёл причину тяготиться любовницей.
Но время пришло, что-то надо делать. Нужно как-то разбираться с создавшимся положением вещей, да тут ещё сосед Монти смотрит на ситуацию насмешливыми глазами циника...
Блейз отправляет слезливое письмо с признанием неверности (лживое до ужаса!) жене. Он дескать любит её, надеется на её всепрощающее сердце и проч. и проч.

Блейз инфантильный мерзавец, это бесспорно. Тошнит от него, тошнит от его мыслишек, от его поиска выгоды. Но на нём уже заранее как бы ставится крест. Он - отрицательный герой. Для меня, по крайней мере. Как и Пинн, подруга Эмили, прогнившая до мозга костей, отвратная доносчица, сводня и мелкая душонка.
Но как быть с Харриет? Какая она? Святая, как думает о ней Блейз или всё же ходячая пародия на святую, как, пожалуй, видит её Монти?

Прочитав письмо, Харриет спешит поверить всем уверениям мужа. Она стремится подружиться с Эмили, срочным образом влюбляется в малыша Люку, она загорается идеей прощения и горит... горит... горит... До тла.
Настоящий сумасшедший дом разворачивается в их семье, когда Харриет предлагает ходить иногда вместе в театр Эмили и Блейзу. "Старшая" жена пригласила на чай "младшую" жену и на последнем издыхании стремится контролировать уже давно ей неподконтрольное. Выглядит именно так.
Судорожные поиски руля, тормоза и газа, но от машины брака остался только ржавый корпус.
От Харриет веет безумием и выступление друга Монти Эдгара в момент почти семейного ужина (вечера) высветило весь фарс, устраиваемый Харриет. По сравнению с её "святостью" даже Блейз и Эмили ощутили себя чистыми, увидели как им не следует поступать. И... решили сойтись, чтобы уже больше не расставаться.

Когда Блейз трусливо присылает жене очередное письмо с признанием уже окончательного разрыва и своего воссоединения с Эмили, Харриет вполне здраво рассуждает о муже. Не в возвышенно любовных тонах. Так какая же Харриет настоящая?
Для неё это письмо сразу же стало "отвратительным", когда запахло открытой правдой. Окончательным разрывом. И так уж без задней мысли героиня переезжает в дом к Монти или же хочет показать мужу, что она не одна и ничуть не расстроена?
Конечно же, второе.
Быть хорошей, рациональной, рассудительной и мудрой прекрасно. Но ты попробуй остаться такой же, когда грянет буря, когда налетит шквальный ветер. Харриет сломлена двоежёнством Блейза и вся её святость - только уловка, возможно, неосознанная, для того, чтобы держать под контролем всех участников измены.
Что обидно, её внезапная любовь к Люке тоже плод помешательства. Он - разменная монета, с его помощью она может дотянуться до Эмили и мужа, и бедного ребёнка просто используют. А потом, когда он станет ненужен, с вероятностью на сто процентов, о нём забудут. Как забыли о Дейвиде, как списали со счетов его чувства и желания. Как забыли покормить любимых собак, наконец, бросив их на произвол судьбы. О многом говорящий момент.

Харриет плохо, но Монти этому "плохо" только рад. Совсем рядом с ним творится хаос и от этого его собственный душевный разлад немного притупляется.
Монти всю свою жизнь потратил на дрязги ревности и ссоры с женой. И вдруг получает Блейза с его изменами, вороватым бегом по кругу, дрязгами, в которые его втягивают. Звучит как насмешка...
Вообще, очень интересный герой, временами на него злишься, а временами ему аплодируешь. Например, его попытке достучаться до Харриет, когда она пришла навязывать ему свою любовь. Конечно, делает он это не из человеколюбия, а скорее из желания продолжать свою удобную роль стороннего наблюдателя.
Признаться, герой Мердок чем-то напоминает мне героев Олега Янковского. Циничен, умён, отлично умеет использовать и ранить других людей, но и сам он ранен...

Блестящая книга, блестяще проработанные персонажи, которых писательница даже не препарирует, а раскладывает на атомы. В любимые!
С романом не прощаюсь, буду перечитывать, рассматривать новые грани, незамеченные поначалу, буду думать, обсуждать, пытаться раскрыть эти шкатулки с секретами - образы героев.

картинка Lanafly

Ксюша, ksu12 спасибо тебе огромное за совет! Обнимаю крепко)
Танюша Tarakosha и Машуля Tsumiki_Miniwa с нетерпением жду ваших впечатлений!) Книжка ух какая обсуждабельная)

Ветка комментариев


А ты что её читала?)


Вот эту, Под сетью и Замок на песке.


Замок только в планах, след. у Мердок буду "Честный проигрыш")


Послушаем ))


Окей))