Больше рецензий

Melkij_Parazit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (О да, эксперт! Все вздрогнули!))

7 августа 2017 г. 10:48

592

3

Я открыл альбом и погрузился в самую несуразную историю, которая когда бы то ни было составлялась в человеческой фантазии. Рассказ дико бессвязный, сюжет ничем не оправдывается, приключения дублируются, персонажи с бухты-барахты проникаются глубочайшими любовями, Чино и Франко отчасти очаровываются царицей Лоаной, а отчасти считают ее вредной пакостницей.


Об Умберто Эко говорили, что он очень умело организовывал «рекламные компании» для своих произведений. Так, в преддверии публикации «Таинственного пламени царицы Лоаны» в 2004 году читателю был озвучен железный аргумент в пользу покупки книги – заявление автора о том, что этот роман писателя станет последним, мол, «пора бы и честь знать», «на пенсию, на пенсию, вкушать плоды заслуженного отдыха». Другое дело, что после 2004 года Эко написал еще «Парижское кладбище» и «Нулевой номер», но кто станет пенять автору уровня Умберто Эко за то, что он не сдержал обещание?
Роман «Таинственное пламя царицы Лоаны» получился каким-то личным. Скорее всего, благодаря довольно очевидным параллелям в биографиях автора и главного героя, а также историческом периоде, о котором идет речь – в 1940 году, когда Италия вступила во Вторую мировую войну, герою, как и автору, исполнилось 8 лет.
Вообще, жизнь среднестатистического обывателя редко бывает настолько захватывающей, чтобы стать основой для остросюжетной приключенческой книги. Так вот, «Таинственное пламя...» - это не остросюжетный приключенческий роман. Это история об обычном человеке, правда, написанная автором с большим мастерством и проникновенностью. Но если завязка получилась очень многообещающей и любопытной – 60-летний антиквар Джамбаттиста Бодони ( а для друзей просто Ямбо), герой романа, очнулся в больнице с частичной потерей памяти и теперь вынужден восстанавливать по крупицам собственные воспоминания о прожитых годах - то сама жизнь сеньора Бодони, по большому счету, ничем необычным от «родился, вырос, учился, женился» не отличается.
Когда я вспоминаю сюжет романа, я думаю о нереализованных возможностях. История, где герой, очнувшись после инсульта, забывает свое имя и обстоятельства собственной жизни, действительно кажется и захватывающей, и необычной. Мужику - 60 лет, на минуточку, жизнь-то прожита, и вдруг – он начинает все с чистого листа! И в 60 лет это уже больной, престарелый сеньор с кучей внуков, и он даже имен собственных домочадцев не помнит, что уже говорить о «новом старте», «вся жизнь впереди», «начни все сначала»!
Однако автор, посвятив первую часть романа попыткам героя как-то «акклиматизироваться» в налаженном быте собственной квартиры и магазинчика, быстренько сворачивает удочку и отправляет героя подальше, в деревню. Пребывание Ямбо в родном городе Милане запомнилось разве пространными размышлениями о возможно имевшем место романе между героем и молоденькой польской иммигранткой Сибиллой, которая работает в его магазинчике. Было или не было? Ах, как он, сорвав один поцелуй, великодушно остудил пыл влюбленной красавицы: «Дитя, я гожусь вам в отцы»... И что нашла юная красотка в потрепанном жизнью мужчине слегка за 50?... «Почему она выходит замуж? Чтобы забыть наш роман?»... В общем, имеет место тот самый сюжетный ход «персонажи с бухты-барахты проникаются глубочайшими любовями».
Вторая часть книги посвящена пребыванию Джамбаттисты Бодони в семейном загородном доме в Соларе и поиску детских книг, школьных тетрадей и старых фото на пыльном чердаке. Вот вам еще блестящая идея – детство Ямбо, который родился в 1931 году, как раз совпало с правлением фашиста Бенито Муссолини! Боже мой, учитывая ту мощь пропаганды, которая обрушилась на неокрепший детский ум, да какие страсти можно было написать!
Но и здесь лично меня поджидало разочарование. В свое время мне посчастливилось посмотреть фильм «Королевы свинга» - трехчасовую итальянскую биографическую драму о судьбе и творческом пути трио сестер Лескано, пластинку с легкомысленной песенкой про тюльпаны и мельницу в исполнении которых герой находит на чердаке дома в Соларе среди других сокровищ своего детства. Так вот, дочери еврейской опереточной певички, голландские иммигрантки, сестры Лескант, превратившиеся в одночасье в итальянок и сменившие фамилию, до 1943 года проходили в любимчиках дуче, при этом – под постоянной угрозой судебного преследования, ареста, тюремного заключения, и, знаете, это еще не самое страшное, что могло с ними случится. Куда страшнее - смотреть, как твоих знакомых, коллег и дорогих людей вывозят в неизвестном направлении в грузовиках под конвоем военных и полиции, а у тебя завтра концерт на фашистском "новогоднем корпоративе"... А в 1943 году их обвинили в шпионаже, якобы та самая песенка о мельницах-тюльпанах была способом передачи врагам Италии ценной информации! Но, увы, старикашка Ямбо запоем проглатывает романы Жюля Верна, комиксы, комиксы и еще раз комиксы и мучается элементарным для любого школьника вопросом – искренне ли я писал сочинения по литературе ( в данном случае - восхваляющие дуче), или я понимал, что это все полная туфта и способ заработать высокую оценку? Завидую я герою, к нему такие мысли пришли гораздо позже, чем к любому школьнику, который писал на уроках литературы "правильные" школьные сочинения о гениальности того или иного писателя...
Финальная часть стала для меня настоящим разочарованием. Знакомо ли вам чувство, когда до финала книги остается страниц сто, читается книга пусть не запоем, но довольно легко, где-то даже с интересом? И вот вы понимаете, что сюжет романа так и не начался, и, судя по объему оставшихся страниц, так и не начнется. Сюда автор впихнул все – и историю полового созревания маленького Ямбо, нашлось место и подвигу, и первой неразделенной любви, религиозным поискам, и настоящей фантасмагории из персонажей романа вкупе с героями комиксов. При этом размышления автора о реальности нашего восприятия и наших воспоминаний если меня и подтолкнули к какой-то мысли, то мысль эта была из категории « все суета сует...» или, как говорил гость из Юга в исполнении Семена Фарады, «Мираж. Галлюцинация». Не увидит он лик Лилы. Просто потому, что исполнение мечты - это, в некотором роде, разочарование, ведь мы лишаемся сладости предвкушения...

В дремучих лесах и в ущелиях гор
Красавицу Вилью он ищет с тех пор.
И предан по-прежнему Вилье своей,
Легенды и песни слагает о ней...
Не найдёт он девы той,
Ведь он стремится за мечтой,
Но зовёт, ищет он её и ждёт!...

Еще хотелось бы сказать пару слов о самом издании. Оно заслуживает самой высокой оценки – многочисленные иллюстрации, прекрасный перевод, огромное количество сносок и пояснений… Правда, единственный вопрос, посетивший меня в связи с этим аукционом невиданной щедрости, таков – зачем? На мой взгляд, книга была бы интересна или читателям постарше, слегка за 40, а то и 50 лет, или же тем, кому интересна культура фашистской Италии, и то не каждому по зубам фотоальбом с картинками и бесконечными цитатами из песен, стихов, книг, радиопередач, комиксов. Я пару сотен страниц убеждала себя, что мне будет интересно сравнить в чем-то личную, автобиографичную книгу автора с воспоминаниями моего дедушки, который всего на 5 лет младше как героя романа, так и самого Умберто Эко. И знаете, в детстве моего деда не было ни комиксов, ни пластинок, а радио он слушал потому, что им «давали его слушать» немецкие офицеры, расквартированные в доме его семьи.

Чтоб закончить о Лоане. Там еще были в конце жуткие катастрофы. Таинственное пламя затухало навсегда, никакого бессмертия для главных персонажей. Да уж, стоило стараться и топать в эдакую даль.

картинка Melkij_Parazit