Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

7 августа 2017 г. 08:13

643

5

картинка majj-s


Существовал ли он на самом деле? Скорее да, чем нет. Иначе откуда бы взяться многочисленным упоминаниям об Эзопе. Фигурой нарицательной стал еще в античности и Геродот первым рассказывает во II веке о том. что жил фракийский раб во времена египетского царя Амасиса (VI век до нашей эры), известный своим уродством, но более - баснями. Стал вольноотпущенником, убит дельфийцами; за его смерть Дельфы заплатили выкуп. После Аристофан расскажет о смерти Эзопа в "Осах" и еще многие драматурги античности будут поминать. Точно существовал. Иначе откуда бы взяться этим чудесным маленьким назидательным рассказам.

Они хороши необычайно. Странная Лисица, которая хотела винограда, но не смогла дотянуться до высоких гроздей и пошла с виноградника, говоря: "Хорош виноград, да зелен". Звездочет, что, засмотревшись на звезды, упал в колодец: "Что же ты, братец, мыслишь о Высоком, а под ноги не смотришь". Или тот глупец, что зарезал гусыню, несшую золотые яйца, чтобы найти внутри сразу много, а нашел одни потроха. Сюжеты кочуют по пространству мировой литературы и отголоски эзоповых басен неожиданно встречаешь в самых стилистически изощренных, сложных для восприятия, модернистских произведениях.

Записная мораль может трансформироваться и выворачиваться наизнанку, и обращаться в полную свою противоположность, что не отменяет правды, содержащейся в его рассказках. Даже тогда, когда персонажами становятся звери, которые в природе никаким образом не контактируют и мы прекрасно о том осведомлены. Ну да, речь не о пресловутой "правде жизни", здесь имеется в виду нечто более глубинное, внутренние пласты знаний. В каждом подспудно, но труда вытащить на поверхность, рассмотреть подробно и сделать частью своего миропонимания никто не дает себе. Пока не приходит время эзоповой басни. А с ней - словно бы всегда именно теми словами об этом думал.

О эзоповом языке иногда пренебрежительно говорят, как о языке рабства. Вот, мол, не имел храбрости назвать вещи своими именами, и ввел в обращение всех этих говорящих зверей, которые суть недомолвки и экивоки. Был бы посмелее, ужо вдарил бы правдой-маткой, возжег, тык-скыть, глаголом сердца людей. Так вот, господа правдолюбы, это Истина одна, а правд много. По сути - столько же, сколько людей, у всякого своя. И эзопов язык, при всей простоте формы, которой он оперировал, дарит удивительную возможность выразить все многообразие и сложность совокупности многих правд. И никто не уйдет обиженным.

sddefault.jpg
01:50

Написано для игры "Несказанные речи", выбор AliveVivid . С благодарностью.

Комментарии


Надо же, никогда не думал, что Эзоп заменял людей животными из страха или из деликатности... Это может быть, конечно. Но мне кажется, звери с приписываемыми им традицией характерами нужны в большей мере для того, чтобы не употреблять скучные фразы типа "один очень глупый человек" или "один очень жадный человек" и т.п. И эта удачная находка сделала Эзопа основоположником жанра.


Ну да, я тоже люблю эзопов язык и часто пользуюсь им. Мне кажется иносказание дает дополнительные возможности