Больше рецензий

6 августа 2017 г. 18:59

255

1

В самое тихое время города над оным городом раздавался крик. Внутренний, но истошный.

Когда я только приступила к чтению, мне хотелось найти того, кто порекомендовал мне эту книгу как толковое городское фэнтези от русских авторов и высказаться по поводу литературного вкуса. Но чем дальше я продвигалась, тем меньше у меня оставалось цензурных слов, зато всё больше – идей, связанных с пыточными орудиями.

…или кратко о моих впечатлениях от книги.

Итак, у нас есть многомерная Москва. Помимо многочисленных измерений существует ещё и Та Сторона, а ещё нежить, нечисть, горгоны (не прощу авторкам, во что они их превратили: горгоны – это не потаскушки в платьях с вырезами), индийские царевичи, стимфалийские птицы, бог, дьявол, мистер Смерть и леди Смерть, городовой, ведьмы, валькирии, гигантские крысы, рыцари, уличные музыканты и ролевики. И это ещё не всё, что свалится неискушенным читателям на голову.

Сперва я думала, что это будет что-то в духе Булгакова. Да, местами просматривается его влияние, но его не хватило, чтобы спасти именно эту версию Москвы. В остальном же чувствуется, что писательницам захотелось похвалиться своей эрудированностью, поэтому они запихали в книгу просто ВСЁ, что мог предложить им первый курс филфака и школьная программа по русской литературе. В какой-то момент вся эта многонациональная компания (неполное перечисление см.выше) заслоняет Москву, ради которой эта книга, казалось бы, и была написана. Здесь есть славянская, индуистская, скандинавская, греческая мифология, рыцарские романы средневековья, так называемые бродячие сюжеты и архетипы, фольклор всех мастей, стихотворные вставки (не всегда удачные), а гвоздём программы лично для меня стали головы Ленина, Маркса и Энгельса, стреляющие лазерами из глаз. Финиш.

Мне особенно «понравилось», как во время путешествия на ту сторону Игорь и Анастасия видят Иггдрасиль, белку Рататоск, того самого висельника и….просто игнорируют это, потому что они не знают, что перед ними, этот момент никак не поясняется и не раскрывается. Это такое послание тем, кто в теме? «Хэй, смотрите, какие мы умные!»

Я ожидала городских легенд, самого города в конце-то концов!

При взгляде на этот калейдоскоп, ожившую мечту студентки филологического, я подумала, что месседж будет о силе многообразия и единства, то, как важны различиями между культурами. И тут в конце появляется христианство, Бог, падшие ангелы и Городовой говорит, что язычество некошерно, только один Бог, только один Враг, только хардкор. Странно (в плохом смысле этого слова).

Центральные образы? Посмотрим аннотацию:

«…Немногие из нас способны путешествовать по ее измерениям и слоям, и с чем придется столкнуться героям романа - нашим современникам Игорю, Андрею, Анастасии и Катерине - никто из них не знает…»


Аннотация, на первый взгляд, предполагает гендерный баланс. Но, увы, баланса там кот наплакал. Причём кот этот был одноглазый, да и вообще не из слезливых. Мужчинам достаётся совершение подвигов, самоактуализация и прочие духовные богатства, интересы женщин сосредоточены вокруг замужества. Мужчины сильные каратисты-парашютисты, женщины могут побыть умненькими, пока те не смотрят.

Краткая характеристика персонажей:

1. Игорёк. Озабоченный программист с синдромом защитника и нездоровыми сексуальными фантазиями. Пытается защитить тех, кто в защите не нуждается. Московская версия Ричарда из «Никогде», только Ричард меньше выкобенивается. Во всём обвиняет бывшую жену, родителей, друзей, только не себя.

2. Андрейка. Непонят(н)ый художник. При виде героини, сбежавшей из Башни самостоятельно, без помощи всяких там андреев замечает, что женщины не должны таскать тяжести, а он вообще-то мужчина. Страдает и рисует 24/7.

3. Кэт. Филологиня, единственная, кто сечёт в архетипах и происходящем вокруг, получает незаслуженно мало внимания. Писательницы постоянно подчёркивает, что у неё непримечательная внешность. В конце готова бросить учёбу, только чтоб быть с принцем на белом коте.

4. Анастасия. Самая большая тайна: как можно услышать вместо её имени Эвтаназия??? Протестировала это на нескольких знакомых – никто не был настолько глухим. Самостоятельностью героиня не обладает; несмотря на то, что наряду с Игорем борется с Эйдолоном, понятно, кто из них двоих будет готовить, стирать и убирать.

И вот в такой компании приходится преодолевать роман. Интересный мир – это хорошо, но если не повезло с проводниками, то остаётся только писать отрицательную рецензию.

Этот роман не увлекает, и мне буквально пришлось заставлять себя, чтобы его добить, он зануден, ведь с мифологическим и историческим материалом надо уметь работать, а не стращать народ гэбэшниками (уже давно неактуальными в 2005 году, между прочим) и тайскими крысами.

«Самое Скучное Время Города».