Больше рецензий

6 августа 2017 г. 04:04

636

3

Я набросилась на этот сборник с горящими глазами - ещё бы, такие громкие имена, такое многообещающее содержание! Двадцать один рассказ от писателей-лауреатов Нобелевской, Пулитцеровской, Букеровской, Гонкуровской премий - мои ожидания, пробив потолок, улетели в стратосферу. Знакомство с большинством авторов я предвкушала с нетерпением, с каким дети ждут подарков на Новый год. И как же я разочаровалась!

Моё недовольство проявилось ещё во время чтения предисловия. Составительница сборника и одна из авторов, Надин Гордимер, писала, что деньги, вырученные от его продажи, пойдут на развитие образовательных программ по борьбе со СПИДом. Однако следом шло предисловие к российскому изданию, в котором говорилось, что, мол, в России СПИДа нет, а хосписов полно, поэтому деньги будут перечислены одному из них. Обе проблемы, безусловно, серьезные, но такое обесценивание меня покоробило (хоть я, каюсь, вообще не покупала книгу в бумаге - просто потому, что издание уже очень старое и его днем с огнем не найдешь).

Что же до самих рассказов, то в память, увы, врезалось немногое. Малую форму сильно недооценивают, и очень зря! Вот и этот сборник - очередное подтверждение того, что не всем мастерам большой прозы под силу написать стоящий рассказ. Бич большинства представленных рассказов - даже не слабая идея, а скомканный или оборванный финал. От этой недосказанности возникает неприятное подозрение, что ты тупой. А потом перечитываешь раз-другой и понимаешь, что это не ты не понял, что же хотел сказать автор, а просто у автора не было никакой внятной мысли.

Своим потоком сознания меня особенно разочаровал Салман Рушди, к романам которого я уже начала присматриваться. По стилю он напомнил мне Сарамаго, чья "Слепота" у меня неизменно вызывала мигрень. А вот "Кентавр" Сарамаго, наоборот, неожиданно порадовал, как и рассказы Артура Миллера и Джона Апдайка - писателей, которые ассоциируются со всяким трешем. С рассказом Апдайка перекликается "Долгий век свинца" Маргарет Этвуд - достойный образец малой прозы, побуждающий вернуться к роману "Рассказ служанки", который я когда-то забросила, едва начав.
По-настоящему крипотные - "Мобильник" Инго Шульце, "Свора" Пола Теру и "Сахарный малыш" Чинуа Ачебе. Вообще рассказы африканских авторов мне особенно полюбились: "Смерть сына" Ньябуло Ндебеле, "Настоящее сафари" Надин Гордимер - какой ни возьми, все пробирают до мурашек. Возможно, потому что жизнь Африки - это концентрированная драма, которая не нуждается в усилении средствами художественной литературы.
Не полноценные рассказы, но очень милые зарисовки получились у Кристы Вольф и Клаудио Магриса. И всё же мои однозначные фавориты - "Сцена с письмом" Сьюзен Зонтаг (размышления об Онегине и Татьяне неизбежно зацепят всякого, кто перечитывал Пушкина после школы), "Осел и вол" Мишеля Турнье (ещё одна известная история, на сей раз библейская,поданная с необычного ракурса) и "Путь ветра" Амоса Оза, который заставил меня взять на заметку другие книги этого израильского писателя.

В целом я, конечно, не жалею, что познакомилась с таким количеством именитых авторов, но если и буду что-то рекомендовать, то избирательно - сборник уж слишком неровным получился.

Прочитано в рамках игры "Собери их всех!"

Комментарии


Амос Оз инересно пишет. Мне нравится.


А оценки у тебя на него не очень! :) Ты с ним ещё и в рамках ДП знакомилась о_О


Зелёные оценки- хорошие оценки)))
Он интересно пишет.

Ага. В ДП 2014)